Территориальные органы СФР проводят заблаговременную работу с лицами, приобретающими право на страховую пенсию в предстоящие периоды, с целью предоставления им возможности назначения пенсии без посещения клиентской службы территориального органа СФР на основании заявления в электронной форме и «полного» индивидуального лицевого счета.
Заблаговременная работа – это комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, величине индивидуального пенсионного коэффициента, учтенных в СФР, в целях информирования граждан о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, а также в целях назначения пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Заблаговременная работа проводится территориальным органом СФР по месту жительства гражданина.
Список лиц, приобретающих право на страховую пенсию в предстоящие периоды, для проведения заблаговременной работы формируется на основании данных из всех доступных источников (списков, направляемых СФР; запросов об отнесении граждан к категории лиц предпенсионного возраста; личных обращений граждан и др.). Также проводится работа по заключению соглашений по электронному информационному взаимодействию с работодателями, в рамках которых работодателями предоставляются списки работников, выходящих на пенсию в ближайшие 24 месяца, заявления и документы, необходимые для проведения заблаговременной работы.
Документы, необходимые для проведения заблаговременной работы (подлинники):
- документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания) гражданина на территории Российской Федерации, гражданство;
- в случае представления интересов гражданина лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, дополнительно к вышеуказанным документам необходимы доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя;
- при обращении работодателя, необходимо письменное согласие гражданина на представление его заявления и документов работодателем, а также согласие на обработку персональных данных;
- документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (трудовая книжка; справки о периодах работы, не отраженных в трудовой книжке, или подтверждающие неправильные записи в трудовой книжке; справки, уточняющие характер работы в особых условиях труда для досрочного назначения пенсии по старости и др.);
- об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж (при наличии), к числу которых относятся период ухода за ребенком до полутора лет, служба в армии и другие, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (свидетельство о рождении ребенка, военный билет (справка из военкомата), справки центра занятости о периодах получения пособия по безработице либо участия в оплачиваемых общественных работах (при наличии) и др.);
- дополнительные документы, которые имеются в наличии и могут быть необходимыми для назначения пенсии (диплом, аттестат о периодах обучения, справка о заработке, документ об изменении фамилии и т.п.);
- могут потребоваться иные документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н.
При заблаговременной работе специалисты территориального органа СФР, ответственные за её проведение:
- оценивают правильность оформления поступивших документов, полноту комплекта документов (сведений), необходимых для назначения пенсии;
- проверяют обоснованность выдачи документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений;
- анализируют соответствие сведений о пенсионных правах граждан, имеющихся в распоряжении территориального органа СФР, сведениям, содержащимся в представленных документах;
- оказывают содействие гражданину в истребовании сведений (документов) о стаже (в том числе о стаже на соответствующих видах работ), иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, о заработной плате, иных обстоятельствах, учитываемых при установлении пенсии, из архивных организаций и других учреждений, располагающих необходимыми сведениями;
- направляют межведомственные запросы о представлении сведений (документов), необходимых для назначения пенсии, в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации (далее – государственные органы), в распоряжении которых находятся необходимые документы (сведения);
- направляют запросы о подтверждении стажа и заработка, иных обстоятельств в компетентные органы иностранных государств – участников международных договоров;
- при необходимости проводят мероприятия по дополнению индивидуального лицевого счета недостающими сведениями или по уточнению недостоверных данных.
Результаты заблаговременной работы
Результатом проведения заблаговременной работы является отражение пенсионных прав, приобретенных гражданином (сведений о стаже (иной деятельности), заработке (доходе), страховых взносах, иных периодах), на индивидуальном лицевом счете, учет других сведений, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.
В ОСФР по Новосибирской области уделяется большое внимание организации и проведению заблаговременной работы, поскольку данная работа способствует:
- учету всех пенсионных прав граждан на индивидуальных лицевых счетах к моменту назначения пенсии;
- сокращению фактических сроков установления пенсий, в связи с отсутствием необходимости ожидания документов, необходимых для назначения пенсии;
- установлению страховой пенсии без последующего перерасчета её размера в связи с поступлением документов, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущих увеличение размера страховой пенсии и (или) фиксированной выплаты к страховой пенсии;
- исключению посещения клиентской службы ОСФР по Новосибирской области в целях подачи заявления о назначении пенсии и (или) предоставления документов, необходимых для назначения пенсии и (или) влияющих на ее размер;
- назначению страховых пенсий в автоматическом режиме в соответствии со статьей 22.1. Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на основании сведений персонифицированного учета и сведений, имеющихся в других государственных информационных системах, без представления дополнительных документов. За назначением страховой пенсии по старости в автоматическом режиме могут обращаться граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, на индивидуальных лицевых счетах которых пенсионные права учтены в полном объеме, если они не имеют периодов работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации. Согласие на назначение пенсии по старости в автоматическом режиме по имеющимся на индивидуальном лицевом счете сведениям может быть заполнено одновременно с подачей заявления о назначении пенсии по старости через личный кабинет на ЕПГУ. Назначение пенсии по старости в автоматическом режиме упрощает процедуру назначения пенсии (весь процесс от подачи заявления до принятия решения проходит автоматически без участия специалистов), что сокращает срок назначения пенсии.