Изображение

Хедер

Версия для слабовидящих

Настройка режима отображения

Размер шрифта:

Шрифт:

Интервал между буквами:

Цвет сайта:

Изображения:

Звуковой ассистент:

Актуарное прогнозирование развития системы обязательного пенсионного страхования

Новости отделения

Актуарное прогнозирование развития системы обязательного пенсионного страхования

Одним из основных направлений государственных гарантий старшему поколению является пенсионное обеспечение граждан. Пенсионное обеспечение исходя из имеющихся у конкретного государства в конкретный исторический период его развития материальных возможностей должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически уже будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.

Проведенная в 2002 году пенсионная реформа радикально изменила экономические и социальные отношения между участниками пенсионной системы. Главной отличительной чертой новых пенсионных отношений является переход на страховые принципы формирования пенсионных прав всех трудоспособных граждан, с одной стороны, и реализацию пенсионных обязательств, с другой. В рыночных условиях основой современного пенсионного  обеспечения нетрудоспособных граждан в Российской Федерации служит система обязательного пенсионного страхования, которая охватывает страхование по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также предусматривает бюджетно-государственное пенсионное обеспечение для определенных категорий граждан.

В настоящее время в России проводится очередная пенсионная реформа, главной целью которой являются создание объективных экономических и социальных предпосылок, обеспечивающих постепенную адаптацию сложившейся к настоящему времени государственной пенсионной системы к рыночным условиям. Хотя последняя пенсионная реформа была  формально  проведена в 2002 году, однако ее реальные результаты сможет почувствовать только поколение, вступившее в трудовые отношения после указанного в реформе срока, то есть родившиеся после 1985 года и выходящие на пенсию соответственно после 2035г. Все предшествующие поколения наших граждан в течение переходного периода (т.е. до 2035) должны находится в той или иной степени под влиянием предшествующих пенсионных систем: советский (до 1990г), постсоветской (до середины 1990г) и переходной к страховой (до 2002г).

Поскольку стратегическим направлением пенсионной реформы 2002 года является укрепление страховых принципов российской пенсионной системы, то необходимой предпосылкой реализации таких принципов служит формирование актуарной службы.

Актуарными расчетами, а также исследованиями по макроэкономическому анализу для долгосрочного прогнозирования развития пенсионной системы в Отделении ПФР по Республике Адыгея занимаются с 2008 года. Актуарные расчеты – это оценка будущих периодов (долгосрочное планирование) с помощью системы статистических и экономико-математических методов расчета. Основными задачами актуарных расчетов является изучение и классификация рисков по определенным признакам. Целью актуарных расчетов является оценка пенсионных систем с позиции определения достаточности размера страхового тарифа и объема накопленных резервов для обеспечения обязательств системы по выплате пенсий, последствий для финансового состояния ПФР и уровня пенсионного обеспечения.

Практической реализацией страховых принципов в деятельности ПФР  являются  актуарные расчеты на долгосрочную перспективу. Объектом актуарного оценивания является результаты финансового взаимодействия трех основных субъектов обязательного пенсионного страхования: застрахованных лиц, страхователей и страховщиков, каждый из которых имеет собственные экономические интересы в этой сфере.

Главным для застрахованного лица является максимизация суммы расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений для получения максимально высокой пенсии. Интерес страховщика (если он не является коммерческой организацией, цель которой максимизация прибыли) лежит в плоскости обеспечения адекватности накопленных и предъявляемых к выплате в каждый отрезок времени пенсионных прав застрахованных лиц, имеющихся в распоряжении страховщика финансовым ресурсам.

Для того, чтобы обеспечить оптимальное сочетание интересов всех субъектов обязательного пенсионного страхования и одновременно решение важнейшей социальной задачи – материального обеспечения лиц при наступлении в их жизни неблагоприятных условий (событий), влекущих потерю источника средств к существованию, применяются актуарные технологии. Таким образом, актуарные технологии в обязательном пенсионном страховании призваны осуществлять оценку обеспеченности государственных финансовых обязательств перед застрахованными лицами и сбалансированности бюджета ПФР в долгосрочной перспективе в целях своевременного выявления и принятия мер по нейтрализации негативного влияния различных социально-экономических, демографических и иных факторов.

Актуарное оценивание системы обязательного пенсионного страхования призвано обслуживать,  прежде всего, бюджетный процесс и должно стать его основой и неотъемлемой частью, так же как во всех развитых странах.

Отличительной чертой актуарного оценивания является его сверхдолгосрочный характер: оно охватывает весь пенсионный цикл от начала застрахованным лицом трудовой деятельности до последнего дня получения пенсии, то есть 50-75 лет, что позволяет обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы. При этом актуарные оценки  выполняются и для всех временных интервалов бюджетного процесса: текущего (1 год), краткосрочного (до 3 лет), среднесрочного (от 3до 10 лет), долгосрочного (25-50 лет и более). Это позволяет учитывать при корректировке пенсионной политики их долгосрочное влияние на  пенсионную систему.

Актуарное оценивание системы обязательного пенсионного страхования охватывает финансовый процесс от поступления доходов             (которые зависят, в первую очередь, от численности охватываемых пенсионной системой застрахованных лиц, за которых уплачиваются страховые взносы) до определения объемов средств, необходимых для финансирования выплаты пенсии (зависящих, в свою очередь, от численности пенсионеров).

Таким образом, актуарное оценивание в обязательном пенсионном страховании направлено на решение четырех главных задач:

1. прогнозирование численности и структуры застрахованных лиц и пенсионеров;

2. текущая оценка и прогнозирование доходов пенсионной системы;

3. оценка объемов пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионных обязательств страховщика;

4. текущая оценка и прогнозирование финансового состояния пенсионной системы (сбалансированности бюджета, наличия актуарного дефицита).

Разработка долгосрочных прогнозов осуществляется по результатам выполнения перечисленных выше задач и имеет конечной целью оценку финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации и выявление факторов, оказывающих негативное влияние на баланс пенсионной системы и уровень жизни пенсионеров.

Экономическая оценка долгосрочных перспектив развития пенсионной системы опирается на результаты многофакторного анализа ее современного состояния в разрезе каждого из основных структурных блоков пенсионной системы: демографических, макроэкономических, социально-трудовых, институциональных. Для исследования долгосрочных тенденций развития каждого фактора в указанных блоках, а также их количественной оценки  и используются различные методы актуарных расчетов.

                                                                                                                З.Р. Карданова, к.э.н.,

                                                                               руководитель группы по актуарным расчетам

                                                                                                                 Отделения ПФР по РА

События

Правая панель

Оставить отзыв

Стрелка Наверх

Звуковой ассистент: