В Социальном фонде России действуют более сотни центров общения старшего поколения в большинстве регионов страны. С момента запуска проекта специалисты Соцфонда организовали на площадках центров свыше 2 тыс. мероприятий. Сколько таких центров создано в Алтайском крае? В чем суть работы таких объединений? Кто на местах организовывает работу центров? На эти и другие вопросы отвечает управляющий Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Ольга Клиндухова.

Ольга Михайловна, в Алтайском крае работа Центра общения старшего поколения была презентована в самом начале этого года? Что послужило причиной открытия таких объединений в стране?

Еще осенью прошлого года тогда еще Пенсионным фондом России была разработана Концепция проведения пилотного проекта по созданию таких центров для пенсионеров. Именно на площадках наших клиентских служб.

Цель была очевидной и простой, на первый взгляд: создать определенные условия для установления дружеских контактов представителей серебряного возраста, пробудить у них новые интересы, закрыть явную для этого возраста потребность в общении, помочь людям разнообразить досуг и адаптироваться в сложных для них реалиях цифровизации.

Первые такие центры открылись тогда в Пензе, на Псковщине, в Чувашии, Мордовии, во Владивостоке и других участниках пилотного проекта, а уже с начала 2023 года опыт первопроходцев распространился и на другие территории.

А почему именно Камень-на-Оби был определен местом открытия первого Центра общения старшего поколения в Алтайском крае?

Город Камень-на-Оби не случайно был определен нами как территория для реализации федерального проекта по открытию Центра общения старшего поколения в Алтайском крае. Там живут весьма активные граждане старшего поколения, а Каменская Клиентская служба - единственная в крае, расположенная в историческом здании – памятнике архитектуры начала XX века, в стенах которого теперь общаются не только по работе, но и по интересам. К тому же, сотрудники этой Клиентской службы – высокопрофессиональные специалисты и творческие люди, не единожды побеждавшие в конкурсах на лучшую Клиентскую службу Алтайского края. Они теперь делают жизнь своих подопечных еще и социально активной. У них это получается.

Кроме того, мы заранее изучили возможности выполнения сотрудниками клиентской службы СФР в Каменском районе функции по организации досуга и общения пожилых людей. Также оценили как востребованность старшего поколения мероприятий, которые мы планировали проводить, так и эффективность взаимодействия с исполнительными органами власти, органами местного самоуправления и общественными организациями в этом направлении. И, как показало время, мы не ошиблись.

Открытие в Камне-на-Оби Центра общения старшего поколения стало логичной отправной точкой для того, чтобы тематические встречи сверстников стали постоянными: для этого на площадке Клиентской службы Социального фонда России в Каменском районе оборудовали специальный кабинет с телевизором, компьютерной техникой, выходом в Интернет, настольными играми, мини-библиотекой, а для самых важных массовых мероприятий дополнительно предоставлен просторный конференц-зал.   

Всё, что сегодня проводят наши сотрудники Клиентской службы СФР в Каменском районе во главе с руководителем Н.Ю. Скляровой для посетителей Центра общения старшего поколения, достойно внимания и уважения к этому труду. И всё при активном взаимодействии с общественными организациями.

План мероприятий Центра общения разработан всегда на ближайшую перспективу и с учетом пожеланий большинства, что откроет каменским пенсионерам дополнительные возможности для самореализации. Для этого вместе с партнерами проекта – учреждениями культуры, управлением социальной защиты, общественными объединениями и медицинскими организациями – проводятся совместные мероприятия, лекции, обучение, творческие проекты. Также у пожилых каменцев появилась возможность повысить свою финансовую и компьютерную грамотность.

Благодаря этому опыту появился и второй Центр?  

Опыт – очень полезная составляющая любого начинания, поэтому, конечно же, большую помощь при открытии таких объединений мы получили по итогам еще пилотного проекта. Когда открыли свой Центр в Камне-на-Оби, кстати, тогда первый в Сибири, дополнительно наработали свой опыт. Личный. И поняли с коллегами, что открывать такие центры мы будем обязательно, потому как они востребованы, мероприятия наши ждут, в наших лекторах, темах нуждаются, а без взаимодействия с лидерами-общественниками просто не обойтись.

Успешный опыт работы каменского Центра общения мы применили на змеиногорской земле, и 5 мая состоялась торжественная церемония открытия второго такого Центра в Алтайском крае.

Главные задачи нового Центра всё те же –  предложить змеиногорцам - представителям серебряного возраста - интересный и полезный досуг, создать атмосферу заботы и внимания, а также обеспечить комфортные условия для учебы и творчества.

Клиентскую службу в Змеиногорском районе, на площадке которой и создан второй ЦОСП, возглавляет опытнейший руководитель Ольга Николаевна Соковнина. Вместе с коллегами для посетителей Центра они будут проводить различные мероприятия, лекции, обучение, реализовывать многочисленные творческие проекты. Особый акцент специалисты клиентской службы сделают на повышении финансовой и цифровой грамотности. Желающих змеиногорских пенсионеров научат пользоваться различными электронными сервисами, искать надежные источники информации в интернете. Совместно со специалистами Социального фонда в новом Центре будут работать и сотрудники известного и прославленного за пределами Алтайского края издания «Змеиногорский вестник», на базе которого не просто издают газету «Пенсионерский вестник» (с новостями и важными темами пресс-службы ОСФР по Алтайскому краю) для нынешних и будущих пенсионеров, но и реализуют проекты, направленные на улучшение качества жизни людей старшего возраста. Так, их новый проект, поддержанный Минцифры РФ, «SMART- активисты» серебряного возраста» будет апробирован в Центре.

Ольга Михайловна, а кто они всё же – посетители центров общения старшего поколения? С какого возраста можно их посещать?

Центры общения старшего поколения – сокращенно ЦОСП – созданы для граждан пожилого возраста, но это вовсе не значит, что если вы хотите посетить мероприятие, но вам нет 60 лет, то нельзя. Двери открыты для всех. Другое дело, что вы можете применить свои таланты, предложив свою помощь как организатора какого-либо мероприятия, акции или участника концерта.

Главные герои ЦОСПов - самые активные пенсионеры. За плечами у каждого – богатейший жизненный и профессиональный опыт. Что не имя – то легенда: Нина Клёнова много лет возглавляла Каменский детский приют, Татьяна Першутина – работала агрономом в колхозе имени Мичурина, Галина Жасакбаева – педагог со стажем, Людмила Мухаметдинова – в прошлом бессменный руководитель Управления Пенсионного фонда в Каменском районе, Надежда Богданова – лингвист. Бывшие служащие, колхозники, учителя, разнорабочие… Всех их сегодня, когда профессиональная карьера позади, объединяет жажда общения друг с другом и непреодолимое желание передать свои знания, умения и навыки.

И весь этот объем по организации мероприятий только на плечах сотрудников клиентских служб Социального фонда?

Без отлаженного механизма взаимодействия с общественными организациями, государственными учреждениями, творческими коллективами ничего бы не получилось. Только вместе и сообща нам удается сделать каждое запланированное мероприятие незабываемым: будь то лекция на медицинскую тему или чествование ветеранов Великой Отечественной войны, встреча с интересным человеком или урок по информационной безопасности, мастер-класса или спортивного состязания, занятия по финансовой грамотности или онлайн-экскурсия.

На безвозмездной основе могут участвовать и участвуют (по согласованию в бесплатном консультировании и проведении лекций/занятий) представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, лечебных учреждений, учреждений медико-социальной экспертизы и социальной защиты населения, общественных организаций района, волонтерские организации.

Весьма успешный опыт каменцев с сотрудниками Центральной районной библиотеки им. Борисова, как итог - устный журнал, посвященный прославленному изобретателю Юрию Кондратюку; интерактивная программа «Была война, была Победа». Для пенсионеров проводят лекции известные в городе врачи. При организации концертов взаимодействуют все творческие коллективы городов и районов, где открыт Центр.

Еще очень важна информационная поддержка. Поэтому особые слова благодарности и участия известным журналистам в крае – Людмиле Кейбол («Змеиногорский вестник»), Наталье Исаевой (Алтайская правда»), Андрею Веселкину (ГТРК «Алтай»). Мы вместе делаем благое дело.

Ольга Михайловна, осталось только уточнить – по каким адресам находятся объединения и как они работают?

Центр общения старшего поколения в Змеиногорском районе расположен по адресу: г. Змеиногорск, пер. Горный, 7. ЦОСП работает с понедельника по четверг с 8 до 17 час., а в пятницу с 8 до 16 час. На возникающие вопросы по работе Центра в Змеиногорске вам ответят по телефону 8 (38587) 2 18 93.

В Камне-на-Оби Центр работает по такому же графику по адресу: г. Камень-на Оби, ул. Ленина, 78. Звонить можно на телефон руководителя КС 8 (38584) 2 29 31.

Также напомню, что с планом работы центров можно ознакомиться на региональной странице сайта СФР в разделе «Информация для жителей региона» в подразделе «Центры общения старшего поколения».

О работе центров можно прочитать в новостной ленте на региональной странице сайта СФР, в официальных аккаунтах Отделения в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм) - найти нас довольно просто по хэштегу #СФРАлтайскийКрай.

Знайте о наших центрах больше, приходите в наши центры за общением, друзьями и настроением. Предлагайте свои идеи для воплощения.

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ