Сегодня на базе Социального фонда работает несколько сотен центров общения старшего поколения в большинстве регионов страны. С момента запуска проекта специалисты Соцфонда организовали на площадках центров тысячи мероприятий. Сколько таких центров создано в Алтайском крае? В чем суть работы таких объединений? Кто на местах организовывает работу центров? Об этом и не только – в интервью с управляющим Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Ольгой Клиндуховой.

- Ольга Михайловна, в Алтайском крае работа Центра общения старшего поколения была презентована ещё в январе 2023 года? Что послужило причиной открытия таких центров?

- Концепция проведения пилотного проекта по созданию центров для пенсионеров была разработана еще в 2022 году. Именно на площадках наших клиентских служб.

Цель была очевидной и простой: создать определенные условия для установления дружеских контактов представителей серебряного возраста, пробудить у них новые интересы, закрыть явную для этого возраста потребность в общении, помочь людям разнообразить досуг и адаптироваться в сложных для них реалиях цифровизации.

Первые такие центры открылись тогда в Пензе, на Псковщине, в Чувашии, Мордовии, во Владивостоке, как и на территориях других участников этого пилотного проекта. Еще до объединения двух фондов. Позже опыт первопроходцев распространился и на другие территории.

- В Алтайском крае первый центр общения старшего поколения был открыт в Камне-на-Оби. А почему выбор пал именно Камень-на-Оби?

- Город Камень-на-Оби не случайно был определен нами как территория для реализации федерального проекта по открытию Центра общения старшего поколения в Алтайском крае. Там живут весьма активные граждане старшего поколения, а Каменская Клиентская служба - единственная в крае, расположенная в историческом здании – памятнике архитектуры начала XX века, в стенах которого теперь общаются не только по работе, но и по интересам. К тому же, сотрудники этой Клиентской службы – высокопрофессиональные специалисты и творческие люди, не единожды побеждавшие в конкурсах на лучшую Клиентскую службу Отделения СФР по Алтайскому краю. Они теперь делают жизнь своих подопечных еще и социально активной. У них это получается.

Кроме того, мы заранее изучили возможности выполнения сотрудниками клиентской службы СФР в Каменском районе функции по организации досуга и общения пожилых людей. Также оценили не только востребованность мероприятий, которые мы планировали проводить, но и эффективность взаимодействия с исполнительными органами власти, органами местного самоуправления и общественными организациями в этом направлении. И, как показало время, мы не ошиблись.

Всё, что организовали и провели, практически за два года, сотрудники Клиентской службы СФР в Каменском районе во главе с руководителем Н.Ю. Скляровой для посетителей Центра общения старшего поколения, достойно внимания и уважения к этому труду. И всё при активном взаимодействии с общественными организациями.

Именно опыт каменцев был отправной точкой для инициативы по открытию таких центров на площадках наших клиентских служб.

 - Да, ведь, благодаря этому опыту, в Алтайском крае появились новые центры общения старшего поколения…   

- Опыт – очень полезная составляющая любого начинания, поэтому, конечно же, большую помощь при открытии таких объединений мы получили по итогам еще пилотного проекта. Когда открыли свой Центр в Камне-на-Оби, кстати, тогда первый в Сибири, дополнительно наработали свой опыт. Личный. И поняли с коллегами, что открывать такие центры мы будем обязательно, потому как они востребованы, мероприятия наши ждут, в наших лекторах, темах нуждаются, а без взаимодействия с лидерами-общественниками просто не обойтись.

Успешный опыт работы каменского центра общения мы буквально через четыре месяца применили на змеиногорской земле. Дальше – больше! В итоге на сегодняшний день действует 12 центров общения старшего поколения на базе клиентских служб Отделения СФР по Алтайскому краю активно: Каменский и Змеиногорский районы, мы их уже упомянули, в Заринске и Заринском районе, в Белокурихе - открыли в 2023 году, а в этом году к ним добавились центры на площадках клиентских служб в Алтайском, Волчихинском, Зональном, Красногорском, Михайловском, Павловском, Солтонском и Усть-Пристанском районах.

- Появятся ли новые центры общения старшего поколения в Алтайском крае? 

- До конца 2024 года в планах регионального Отделения СФР – открытие еще трех центров общения старшего поколения: в Целинном районе – в ноябре, в Петропавловском и Благовещенском районах – в декабре.

Главные задачи новых центров всё те же –  предложить жителям районов - представителям серебряного возраста - интересный и полезный досуг, создать атмосферу заботы и внимания, а также обеспечить комфортные условия для учебы и творчества.

Клиентские службы в этих районах, на площадках которых и будут созданы новые центры, возглавляют опытнейшие руководители. Вместе с коллегами для посетителей центра они будут проводить различные мероприятия, лекции, обучение, реализовывать многочисленные творческие проекты. Совместно со специалистами краевого Социального фонда в новых центрах будут работать и наши партнеры из различных ведомств.

Особый акцент специалисты клиентских служб сделают на повышении финансовой и цифровой грамотности. Желающих научат пользоваться различными электронными сервисами, искать надежные источники информации в интернете. Тем более, что совсем недавно некоторые руководители клиентских служб, на площадках которых уже действуют центры, прошли специальное обучение, чтобы работать с посетителями центров.

- Ольга Михайловна, необходимо специальное обучение, чтобы работать с посетителями центров общения старшего поколения?

- Я уверена, что новые знания просто необходимы для работы с представителями старшего поколения. Если наша цель – эффективная работа.

У нас уже была и действует группа таких специалистов – пенсионных и финансовых консультантов. И вот в середине этого года группа сотрудников Отделения СФР по Алтайскому краю прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Формы и методы организации массовой работы по финансовому просвещению лиц предпенсионного и пенсионного возраста» в федеральном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Плеханова».

В числе прошедших повышение квалификации – не только руководители клиентских служб, на площадке которых уже успешно работают центры общения старшего поколения, но и их кураторы из отдела организации работы клиентских служб.

Полученные знания позволят специалистам краевого Соцфонда еще более эффективно проводить мероприятия по повышению финансовой грамотности населения, особенно – в отношении граждан старшего поколения: проводятся образовательные занятия, на которых в доступной форме рассказывают о порядке формирования пенсионных прав и расчета пенсии, возможностях получения госуслуг онлайн, стараются вовремя предупредить о мошенниках, рассказывают о том, каким источникам информации можно доверять, а какие – перепроверять.

Чтобы тематические встречи сверстников в наших центрах общения стали постоянными, на площадках клиентских служб созданы специально оборудованные кабинеты с телевизором, компьютерной техникой, выходом в Интернет, настольными играми, мини-библиотекой.  

Планы мероприятий центров общения разработаны всегда на ближайшую перспективу и с учетом пожеланий большинства, что открывает пенсионерам дополнительные возможности для самореализации. Для этого вместе с партнерами проекта – учреждениями культуры, управлением социальной защиты, общественными объединениями и медицинскими организациями – проводятся совместные творческие проекты.

- А есть ли какой-то определенный возрастной ценз для посетителей центров общения старшего поколения?

- Центры общения старшего поколения созданы для граждан пожилого возраста, но это вовсе не значит, что если вы хотите посетить мероприятие, но вам нет 60 лет, то нельзя. Двери открыты для всех. Другое дело, что вы можете применить свои таланты, предложив свою помощь как организатора какого-либо мероприятия, акции или участника концерта.

Главные герои наших центров – самые активные пенсионеры. За плечами у каждого – богатейший жизненный и профессиональный опыт: бывшие служащие, колхозники, учителя, разнорабочие… Всех их сегодня, когда профессиональная карьера позади, объединяет жажда общения друг с другом и непреодолимое желание передать свои знания, умения и навыки.

А еще всех посетителей наших центров сегодня сплачивает желание помочь участникам СВО: добровольцы старшего поколения активно поддерживают наших соотечественников, участвующих в специальной военной операции. Центры в разных районах объединяют пенсионеров для изготовления необходимых вещей и отправки гуманитарной помощи на фронт: шьют постельное и нательное белье, комплектуют посылки с продуктами, вещами первой необходимости, готовят полуфабрикаты супов, сухарей и пряников. В зимний период пенсионеры шьют "пятиточники". Сейчас они заняты плетением маскировочных сетей. Всё изготовленное передается в зону боевых действий.

- Ольга Михайловна, ведь такая отлаженная работа возможна только в тесном партнерстве с другими ведомствами?

- Да, однозначно. Без отлаженного механизма взаимодействия с общественными организациями, госучреждениями, творческими коллективами ничего бы не получилось. Только вместе и сообща нам удается сделать каждое запланированное мероприятие незабываемым: будь то лекция на медицинскую тему или чествование долгожителей, встреча с интересным человеком или урок по информационной безопасности, мастер-класс или спортивное состязание, занятие по финансовой грамотности или онлайн-экскурсия.

На безвозмездной основе могут участвовать и участвуют (по согласованию в бесплатном консультировании и проведении лекций,занятий) представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, лечебных учреждений, учреждений медико-социальной экспертизы и соцзащиты, общественных и волонтерских организаций.

Весьма успешный опыт активистов центров старшего поколения с сотрудниками районных библиотек, с известными в городах и районах края врачами, творческими коллективами.

Еще очень важна информационная поддержка. Поэтому особые слова благодарности и участия нашим информационным партнерам в городах и районах края – местным газетам «За изобилие» (Алтайский район), «Наши вести» (Волчихинский район), «Знамя Ильича» (Заринский район), «Змеиногорский вестник» (Змеиногорский район), «За урожай» (Зональный район), «Восход» (Красногорский район), «Сельская правда» (Михайловский район), «Новая жизнь» (Павловский район), «Слово – дело» (Солтонский район), «Авангард» (Усть-Пристанский район); краевым средствам массовой информации – телеканалу «Катунь 24» и газете «Алтайская правда»  Мы вместе делаем благое дело.

- Давайте уточним: как найти адреса центров общения старшего поколения и как они работают?

- В деталях адреса всех наших двенадцати действующих на сегодня центров, как и планы их работы, размещены на региональной странице сайта Социального фонда России: в разделе «Информация для жителей региона» есть вкладка, которая так и называется «Центры общения старшего поколения». Все центры работают с понедельника по четверг с 8 до 17 час., а в пятницу с 8 до 16 час.

Можно еще проще поступить! Прийти в клиентскую службу нашего фонда, где открыты наши центры (я напомню их - в Каменском, Змеиногорском районах, в Заринске и Заринском районе, в Белокурихе, в Алтайском, Волчихинском, Зональном, Красногорском, Михайловском, Павловском, Солтонском и Усть-Пристанском районах) и стать одним из активных и креативных в Центре общения старшего поколения. Вас там ждут! Вам будут рады! И именно вас нам не хватает!

Знайте о наших центрах больше, приходите в наши центры за общением, друзьями и настроением. Предлагайте свои идеи для воплощения!

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ