Современный уровень развития информационно-технологической инфраструктуры ПФР позволяет обеспечить возможность оказания государственных услуг различными способами, в том числе и по экстерриториальному принципу.
Закон, предусматривающий предоставление государственных услуг по экстерриториальному принципу, вступил в силу с 1 января 2018 года.
Предоставление государственных услуг по экстерриториальному признаку позволяет гражданам обратиться с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в любой территориальный орган ПФР, многофункциональный центр в пределах территории Российской Федерации по выбору гражданина независимо от его места жительства (пребывания), места фактического проживания. Такое решение призвано минимизировать материальные и временные издержки физических и юридических лиц при получении государственных услуг.
Распоряжением Правительства РФ был утверждён перечень, государственных услуг, которые могут предоставляться независимо от места жительства либо места нахождения заявителя.
В утверждённый перечень услуг, предоставляемых гражданам по экстерриториальному принципу также были включены услуги:
-о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
-о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала,
Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) государственного сертификата на материнский (семейный) капитал или о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала осуществляются территориальным органом ПФР по месту подачи заявления.
Согласно законодательству, подача запросов, документов, информации, необходимых для получения государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также получение результатов предоставления таких услуг должны производиться в любом предоставляющем такие услуги подразделении соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или в многофункциональном центре государственных услуг по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц).
В отдельных случаях для приема граждан, не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в территориальный орган ПФР, осуществляется выход (выезд) должностного лица к месту фактического проживания гражданина. В таком случае прием заявления о предоставлении государственной услуги, и его регистрация будут осуществляться должностным лицом на выездном приеме граждан, организованном территориальным органом ПФР.
Экстерриториальный принцип предоставления государственной услуги это удобство для заявителя получить услугу близко к месту проживания, работы или в любом другом удобном для него месте.
Условием предоставления услуг по экстерриториальному принципу является наличие соглашения о взаимодействии, заключенные федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром в каждом субъекте Российской Федерации.
Гражданин так же может направить заявление в форме электронного документа, который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая Единый портал и Личный кабинет застрахованного лица, обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде.
При этом по желанию гражданина информирование о ходе предоставления государственной услуги может осуществляться путем передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты гражданина либо на абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи гражданина.
Информирования граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется посредством разных средств телекоммуникационной связи.
Одним из удобных способов информирования является информирование по телефону о порядке предоставления государственной услуги, которое осуществляется в соответствии с графиком работы структурного подразделения ПФР, территориального органа ПФР.
Информирование посредством телефонной и иных средств телекоммуникационной связи гражданину информации, относящейся к его персональным данным, должностное лицо идентифицирует личность гражданина путем проверки корректности, названных гражданином фамилии, имени, отчества (при наличии); данных документа, удостоверяющего личность, контрольной информации, указанной в заявлении о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее – заявление).
Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
- неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги; неподтверждение полномочий представителя заявителя.
Отказ в приеме заявления в иных случаях не допускается.
В случае отказа в предоставлении государственной услуги должностным лицом ПФР осуществляется возврат заявления и приложенных к нему документов гражданину.