(по материалам газеты «Хальмг Унн» от 17 августа 2016 года)
Уходят в прошлое те времена, когда за каждой справкой и по любому вопросу, касающемуся пенсионного или социального обеспечения, жителям Калмыкии приходилось лично приходить в территориальные управления ПФР, отпрашиваться с работы, стоять в очереди, теряя время. Сейчас государственные услуги ПФР можно получить как лично, так и дистанционно – по Интернету. И спектр электронных услуг ведомства постоянно растет.
Сегодня о развитии онлайн-сервисов и самых востребованных услугах «Хальмг Унн» рассказывает управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия Владимир Шургчиев.
Владимир Очирович, в прошлом году ПФР презентовал новый электронный сервис «Личный кабинет гражданина», расскажите, пожалуйста, чем он может быть полезен рядовому гражданину?
Ежедневно в Управления ПФР республики обращается свыше 400 человек, в том числе и по тем вопросам, которые наши клиенты с легкостью могли бы решить с помощью электронных сервисов, прежде всего воспользовавшись «Личным кабинетом гражданина» на сайте ПФР. Без преувеличения, это очень полезный и уникальный электронный инструмент. Объясню почему.
«Личный кабинет гражданина» сегодня предлагает массу возможностей: работающие граждане могут контролировать пенсионные отчисления работодателей, те, кто уже собирается на пенсию, - оценить свои пенсионные баллы и стаж, рассчитать и обратиться за назначением пенсии, а пенсионеры — управлять доставкой пенсии и получать справочные документы.
Семьи, воспитывающие детей, через «Личный кабинет гражданина» могут подать заявление на выдачу сертификата на материнский капитал, на распоряжение его средствами, получение единовременной выплаты в размере 25 тысяч рублей, узнать об остатке МСК.
Еще один важный сервис позволит гражданам, относящимся к льготным категориям, подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты. Он особенно полезен гражданам, признанным впервые инвалидами, которые обращаются в ПФР за назначением пенсии и ежемесячной выплаты.
То есть в ПФР можно не приходить?
В некоторых случаях визит в клиентскую службу обязателен, так как необходимо предоставить документы личного хранения, например, для получения сертификата на материнский капитал нужны паспорт, СНИЛС мамы и свидетельства о рождении детей. Другое дело — так называемые сервисы информирования, которые оказываются в режиме реального времени. Продолжительность стажа, количество пенсионных баллов, остаток средств материнского капитала на счете, размер назначенной пенсии и т. д. – всю эту информацию можно получить сразу же на экране компьютера.
Насколько сложно зарегистрироваться в «Личном кабинете»? Кто может получить в него доступ?
Чтобы войти в «Личный кабинет гражданина», достаточно иметь подтвержденную учетную запись на едином портале государственных услуг. Ничего сложного в регистрации нет, а для удобства жителей республики подтвердить учетную запись можно во всех Управлениях ПФР региона. Для доступа к «Личному кабинету» необязательно иметь компьютер, если у вас есть смартфон, то вы можете воспользоваться онлайн-сервисами ПФР.
Пожилые люди не самые продвинутые пользователи Интернета. Помогают ли сотрудники ПФР гражданам в регистрации на портале?
Специалисты Управлений ПФР в районах и г.Элисте всегда готовы помочь людям старшего поколения в технических вопросах. В скором времени во всех терорганах будут установлены «гостевые» компьютеры, которыми могут воспользоваться те граждане, у которых нет компьютера дома.
Если же человек забыл пароль или не зарегистрирован на портале госуслуг, то на сайте ПФР ему доступны такие электронные сервисы, как предварительная запись на прием, заказ справок или документов, пенсионный калькулятор.
Ведется ли какая-либо статистика по пользованию онлайн-сервисами? Какая государственная услуга наиболее востребована?
Да, конечно. Если говорить языком цифр, то на сегодняшний день электронно в Калмыкии подано 118 заявлений на назначение пенсии, 134 - на изменение способа доставки, 10 - на получение сертификата на маткапитал, 13 - на распоряжение средствами МСК, 142 - на получение единовременной выплаты из МСК, 9 - на назначение ежемесячной денежной выплаты и т. д.
Какие еще онлайн-сервисы ПФР пользуются наибольшей популярностью?
Как вы знаете, практически каждый житель Калмыкии является нашим клиентом, в зоне ответственности органов ПФР региона не только получатели пенсий, пособий, владельцы сертификатов на материнский капитал, но и плательщики страховых взносов. Для них на сайте ПФР доступен электронный сервис «Кабинет страхователя». С его помощью можно подготовить отчетность в ПФР, сверить платежку, сформировать реестр платежей, оформить платежное поручение и т. д. Сервис востребован, сейчас «Кабинетом страхователя» пользуются 81,5 % работодателей Калмыкии и 62,2% индивидуальных предпринимателей региона.
Если мы заговорили о работодателях, то такой вопрос. В федеральных СМИ была информация о том, что на пенсию можно выйти через своего работодателя, не приходя в Пенсионный фонд. Это как?
Для этого работодатель должен заключить с ПФР соглашение об электронном взаимодействии, в рамках которого кадровые службы направляют по защищенным каналам связи списки работников, которые в течение года должны выйти на пенсию, и сканированные образы документов, необходимых для назначения пенсии. Речь идет о тех же электронных каналах связи, которыми пользуются бухгалтеры при сдаче отчетов.
После этого уже наши специалисты проводят заблаговременную работу для назначения пенсии - оценивают пенсионные права (стаж, зарплату) и, в случае необходимости, оказывают содействие в получении недостающих сведений.
За месяц до наступления права на пенсию будущему пенсионеру остается лишь подать заявление через работодателя, который направит его по электронным каналам связи в ПФР.
Как отражается появление новых технологий на вашей работе?
Внедрение электронных сервисов призвано значительно облегчить и усовершенствовать работу наших клиентских служб. В то же время этим достигается цель - сделать предоставляемые Пенсионным фондом России услуги более доступными и качественными для граждан. Эта цель сегодня приоритетна для нашего Отделения, наша задача в том, чтобы жители Калмыкии могли, не выходя из дома в любое удобное время и без очередей, получить необходимые услуги ПФР. К этому мы и стремимся и надеемся, что все большее число наших заявителей будут пользоваться электронными сервисами.
Спасибо за интервью.