По материалам газеты "Аргументы Калмыкии" от 3 февраля 2017 года
Интернет-сервисы, стремительно набирающие популярность, меняют мир вокруг нас. Еще недавно трудно было представить, что электронные услуги придут в такую сферу, как пенсионное обеспечение. Сегодня Пенсионный фонд как один из лидеров по количеству госуслуг для населения активно развивает это направление, чтобы как будущие, так и нынешние пенсионеры могли воспользоваться многими удаленными сервисами – в любое удобное время и без очередей. О том, что сейчас можно сделать онлайн, «Аргументы Калмыкии» поговорили с управляющим Отделением ПФР по Республике Калмыкия Владимиром Шургчиевым.
- Владимир Очирович, число пользователей электронными государственными услугами растёт. Что предлагает Пенсионный фонд жителям региона для удобства их получения?
– Пенсионный фонд ежегодно расширяет сферу предоставления услуг и переводит наиболее востребованные из них в электронный формат. Все электронные сервисы ПФР объединены теперь на одном ресурсе (https://es.pfrf.ru). У него довольно удобная структура: он разбит не только по типу услуг (пенсии, соцвыплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации. То есть далеко не для всех услуг нужно регистрироваться. К примеру, записаться на прием в ПФР, выбрать клиентскую службу, направить обращение в ПФР можно и без регистрации.
Если услуги имеют отношение к персональным данным, то необходима регистрация. Эти услуги доступны через наш главный сервис – Личный кабинет гражданина. Будущие пенсионеры в нем могут контролировать пенсионные отчисления работодателей. Те, кто уже собирается на пенсию, – оценить свои пенсионные права: баллы и стаж, рассчитать размер пенсии и обратиться за ее назначением. А пенсионеры – управлять доставкой пенсии и получать справки. В отдельную категорию вынесены сервисы по материнскому капиталу.
И это лишь немногие услуги, которые доступны через Личный кабинет.
- Как стать пользователем «Личного кабинета гражданина»?
- Сначала необходимо зарегистрироваться на Едином портале госуслуг, а затем всего один раз подтвердить учетную запись в одной из уполномоченных организаций - Пенсионном фонде, многофункциональном центре, «Ростелекоме» или на почте при получении заказного письма. Свой пароль на Едином портале госуслуг вы можете использовать и для входа в «Личный кабинет гражданина» на сайте Пенсионного фонда.
Кому сложно, приходите в Управление ПФР. Наши специалисты помогут пройти всю эту процедуру и научат пользоваться электронными услугами.
– Для какой категории граждан будут полезны сервисы?
– Любой человек найдёт для себя полезный сервис: и пенсионер, и федеральный льготник, и владелец государственного сертификата на материнский капитал, и каждый, кому до пенсии далеко, и, значит, он ещё формирует свои пенсионные права.
- А для чего электронные сервисы Пенсионного фонда нужны молодежи?
Молодёжи будет интересно получить сведения о состоянии индивидуального лицевого счёта. Помните, раньше Пенсионный фонд ежегодно рассылал заказным письмом такую информацию каждому работающему. Теперь сведения обновляются ежеквартально и доступны в Личном кабинете гражданина в онлайн-режиме. Эта информация помогает контролировать свой пенсионный счёт. Каждый может увидеть, насколько честен работодатель по отношению к его будущей пенсии: полный ли объём страховых взносов он перечисляет за него в Пенсионный фонд. Ведь от размера официальной заработной платы и продолжительности трудового стажа зависит количество пенсионных баллов, которые в будущем определят размер вашей пенсии. Здесь же можно воспользоваться пенсионным калькулятором.
– И он рассчитает будущую пенсию?
– Да, но расчет всё же будет условным, потому что строится на моделировании вашего будущего, хотя в Личном кабинете калькулятор – персональный и учитывает в пенсионных баллах уже реально сформированные пенсионные права, в том числе стаж и баллы. Его основная задача – разъяснение правил, по которым пенсионные права формируются и рассчитывается страховая пенсия.
Пользователь должен указать, сколько лет он собирается работать, служить в армии или находиться в отпуске по уходу за ребёнком, ожидаемую зарплату в «ценах 2017 года» до вычета НДФЛ и нажать на кнопку «рассчитать». Теперь калькулятором могут воспользоваться и граждане из числа самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т. д.). Калькулятор посчитает условный размер страховой пенсии. Фактический же размер страховой пенсии рассчитывается только при обращении за её назначением.
Ещё в Личном кабинете можно узнать своего страховщика по формированию пенсионных накоплений. Знать это важно, потому что именно он будет выплачивать накопительную пенсию, а если захотите поменять страховщика, тогда надо будет указывать страховщика в
заявлении. К слову, среди новых сервисов в Личном кабинете есть такие, которые позволяют распорядиться пенсионными накоплениями: передать их в управление, сменить страховщика или отказаться от их формирования в пользу страховой пенсии. Но эти сервисы доступны только при наличии квалифицированной электронной подписи, которая приобретается у специализированных удостоверяющих организаций.
– А можно ли по Интернету обратиться за назначением пенсии?
– Конечно, у нас только в прошлом году 4819 жителей Калмыкии подали электронные заявления о назначении пенсии, причём всех её видов: страховой, накопительной и пенсий по гособеспечению. А 2910 человек направили электронные заявления о способе её доставки.
В «Личном кабинете гражданина» федеральные льготники могут подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты. Но здесь есть нюанс, связанный с документами личного хранения. После подачи заявления гражданину в течение 5 дней необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда и представить эти документы. Перечни документов размещены на сайте ПФР в соответствующих разделах.
– Пользуются ли электронными сервисами пенсионеры?
– Пользуются. В Личном кабинете их интересует информация о размере пенсии. Например, работающие пенсионеры, получая пенсию без учёта прошедшей индексации (с учётом индексации она выплачивается только пенсионерам, прекратившим трудовую деятельность), увидят в Личном кабинете проиндексированный размер пенсии, то есть тот размер, который они будут получать после увольнения с работы.
Для тех пенсионеров, кто ещё не подружился с компьютером, советую познакомиться с «Азбукой Интернета», разработанной специально для пользователей старшего поколения. Это учебное пособие есть на сайте ПФР. Оно в доступной форме поможет в овладении компьютерной грамотностью.
– Какие электронные услуги предназначены для владельцев государственного сертификата на материнский (семейный) капитал?
- В Личном кабинете предусмотрен полный электронный комплекс услуг, которые можно получить, не выходя из дома, что особенно удобно для семей с маленькими детьми. Можно подать заявление о выдаче сертификата на материнский капитал; о распоряжении этими средствами; узнать размер материнского капитала или средств, оставшихся от его использования и получить об этом справку.
Какие услуги, оказываемые ПФР, можно получить в многофункциональных центрах республики?
Перечень услуг, которые ПФР оказывает через многофункциональные центры, постоянно расширяется. На сегодняшний день в МФЦ региона предоставляются 17 услуг ПФР: прием заявлений о предоставлении, отказе или возобновлении набора социальных услуг; информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов; получение СНИЛС; бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве РФ о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях ПФР, территориальных органов ПФР и их должностных лиц, а также предоставления форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснении порядка их заполнения в случае представления письменного обращения; прием заявлений о доставке пенсии; выдача гражданам справок о размере пенсий (иных выплат) и т. д. Если говорить языком цифр, то в 2016 году через МФЦ было оказано более 15 тысяч услуг ПФР.
– Какие ещё электронные услуги пользуются популярностью?
– Востребованы услуги, где регистрация вообще не нужна. Активно используется сервис «Предварительной записи на приём». Посетители приходят в заранее выбранный ими день и час, минуя основную очередь, сразу попадают к специалисту. Удобен для граждан и сервис предварительного заказа справок и документов. Например, если кому-то понадобится справка, достаточно указать свои ФИО, СНИЛС и телефон, а затем выбрать вид справки и ближайшую дату её получения. Специалисты ПФР по вашему запросу заранее подготовят необходимый документ.
Рекомендую всем жителям региона идти в ногу со временем и зарегистрироваться на портале госуслуг, чтобы вступить в ряды пользователей электронными государственными услугами и использовать все их преимущества.