События

(по материалам газеты "Хальмг Унн" от 15 августа 2017 года)

Общеизвестно, сегодня все больше услуг жители Калмыкии могут получить не выходя из дома, по интернету: оплатить ЖКУ, записаться на прием к врачу на «калмдокторе», сделать денежный перевод и т.д, и т.п. Вот и услуги Пенсионного фонда можно получить удалённо, в любое удобное время и без очередей. О том, что сейчас можно сделать онлайн, зачем это нужно ПФР и какие еще есть дистанционные сервисы у ведомства, наш сегодняшний разговор с управляющим ОПФР по Республике Калмыкия Владимиром Шургчиевым.

- Владимир Очирович, считается, что клиенты фонда - пенсионеры, а ваши электронные услуги в основном ориентированы на молодых. Насколько востребованы так называемые онлайн-услуги жителями Калмыкии?

- Это далеко ошибочное мнение, что клиентами Пенсионного фонда являются только представители старшего поколения. Естественно, они наши основные клиенты. Но далеко не единственные. Сегодня практически каждый житель Калмыкии является получателем пенсии, пособия, денежной выплаты, плательщиком страховых взносов, владельцем сертификата на материнский капитал, СНИЛСа, так называемой зеленой карточки, участником программы государственного софинансирования пенсии.

И почти каждый из них в течение года хоть раз приходит к нам в клиентские службы. Так только за прошлый год в Управления ПФР в районах республики и г.Элисте обратилось свыше 66 тысяч человек. По самым разным вопросам. Это практически каждый пятый житель нашего региона. Ведь не секрет, что наше пенсионное ведомство является крупнейшим социальным ведомством в регионе, от работы которого зависит материальное и социальное благополучие очень многих людей. Именно поэтому в Пенсионном фонде приняли решение, как можно ближе стать к получателям наших услуг, сделать все, чтобы им было удобно и комфортно. Для этого еще в 2015 году заключили соглашение с МФЦ. Сейчас через офисы «Мои документы» можно оформить пенсию или ее доставку, получить СНИЛС, выписку из индивидуального лицевого счета, справку о размере пенсии, отказаться от набора социальных услуг, оформить материнский капитал. Всего 16 наиболее востребованных услуг ПФР. А в прошлом году приоритетом в нашей работе стало еще и развитие электронных, дистанционных услуг.

Как только молодой человек вступает в свои первые трудовые отношения, у него начинают формироваться пенсионные права. Они накапливаются на протяжении всей трудовой деятельности. Здесь в первую очередь важны официальное трудоустройство, размер зарплаты, стаж. Так как эту информацию в ПФР передает работодатель, страховые взносы уплачиваются не с зарплаты, а с общего фонда оплаты труда, они не отражаются в «зарплатных» листочках, как налоги. Поэтому очень важно иметь возможность самому контролировать эту ситуацию. Платят за вас взносы или нет, в полном ли размере? И сделать это можно, периодически получая в ПФР сведения из индивидуального лицевого счета. В Калмыкии сотрудники ПФР ведут такие счета на 300 тысяч человек. И каждый, кто сегодня трудится, может в реальном доступе, через «Личный кабинет гражданина» на сайте Пенсионного фонда получить информацию о стаже, заработке и уплаченных взносах. Потом именно из этих составляющих и будет складываться пенсия. И если какое-то звено выпадает, человек лишается части пенсионных прав, что неминуемо отражается на размере его пенсии в будущем. Вот для того, чтобы этого не произошло ПФР и предоставил всем возможность контролировать действия работодателя онлайн.

- Зачем молодым заводить свой личный кабинет в ПФР теперь понятно, а какие преимущества в нем для пенсионеров?

- Преимущество в том, что пожилым людям теперь не надо тратить время на хождение по кабинетам и очереди. Можно зайти на сайт с домашнего компьютера, и, не вставая с дивана, назначить себе пенсию, получить информацию о ее размере, заказать справку о произведенных выплатах за тот или иной период. И калмыцкие пенсионеры все активнее пользуются именно электронными услугами. По статистике только с начала года популярной электронной услугой у нас стала подача заявления об изменении способа доставки пенсии – 2751 житель Калмыкии обратился с таким заявлением в первом полугодии. Еще 1630 человек подали заявление о назначении пенсии по интернету.

- То есть пенсионеры обогнали даже такую более продвинутую в сети аудиторию, как молодые мамы, получающие сертификат на материнский капитал?

- Пока да. За исключением одного направления: в прошлом году мы выплачивали единовременные выплаты из средств капитала в размере  25 тысяч рублей - более 65% заявлений поступило к нам через интернет. Это, кстати, позволило весьма существенно разгрузить клиентские службы, потому что ранее за аналогичной выплатой мамы выстраивались в очередь. Теперь они подавали заявление через сайт и спустя время получали деньги на счет.

- Владимир Очирович, какие еще услуги можно получить через интернет, и требуется ли для этого регистрация?

- Все электронные услуги объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда – es.pfrf.ru. Он структурирован не только по типу услуг (пенсии, социальные выплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации.

Регистрация требуется, если получение услуги связано с предоставлением персональных данных. Тогда необходимо воспользоваться Личным кабинетом гражданина. Своеобразным ключом от кабинета является подтвержденная учетная записьна едином портале госуслуг (ЕСИА). Это общее правило для большинства порталов, которые оказывают госуслуги в электронном виде. Дополнительно регистрироваться на сайте Пенсионного фонда уже не надо будет.

Если же вы хотите записаться на удобное время на прием в Пенсионный фонд, задать вопрос онлайн, направить обращение, сделать предварительный заказ документов или справок, то для этого регистрация на портале госуслуг не требуется.

- А сроки получения электронных услуг отличаются от обычных?

- Если это сервисы информирования, то сведения можно получить в режиме реального времени. Например, данные о продолжительности своего стажа и количестве пенсионных баллов, об остатке средств материнского капитала на счете, о размере назначенной пенсии и т. д. вы получите сразу же на экране вашего компьютера или телефона. Что касается непосредственно государственных услуг, то предельные сроки определены законом и они такие же, как при личном визите. Это связано с тем, что большинство услуг, которые оказывает Пенсионный фонд, относятся к категории «сложных», финансируемых из государственного бюджета. Мы обязаны проверять поступающие сведения, запрашивать информацию у других ведомств. Например, направляем запросы – не лишена ли мама родительских прав или ожидаем ответ из архивов.

— Вернемся к первому вопросу. Считается, что пенсионеры не самые продвинутые пользователи интернета. Помогаете ли вы гражданам в регистрации на сайте? Организуете ли курсы компьютерной грамотности?

— Мы активно используем институт так называемых консультантов. В Управлениях работает администратор-консультант, который всегда готов помочь всем посетителям. Во всех клиентских службах установлены «гостевые» компьютеры.  Ими, в том числе при помощи консультанта, могут пользоваться те граждане, у которых нет компьютера дома.


Плюс мы обучаем пенсионеров компьютерной грамотности. В прошлом году курсы повышения компьютерной грамотности прошли 55 пенсионеров республики. Совместно с Ростелекомом Пенсионный фонд издал учебник «Азбука интернета», который является хорошим самоучителем для людей старшего поколения. Возможность пользоваться электронными услугами должна быть у всех, вне зависимости от возраста.

-Как еще планируете облегчить жизнь пенсионеров и других клиентов ПФР?

- Мы заключили соглашения со многими работодателями Калмыкии. Кадровые службы этих организаций могут направлять заявление гражданина и необходимые документы для назначения пенсии в Пенсионный фонд.

- Прочитала в группе вашего Отделения в социальной сети ВКонтакте, что у ПФР появилось мобильное приложение. Расскажите об этом немного.

- Ну, во-первых, как вы правильно заметили, Отделение присутствует, причём не только присутствует, но и активно ведет уже шестой год информационную работу во всех социальных сетях и сервисах интернет-блогов – ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере и Одноклассниках. Через эти социальные сети, в том числе, и официальные СМИ, мы рассказываем о нашем мобильном приложении. По сути это личный кабинет гражданина, только в смартфоне. Это очень удобно, когда под рукой нет компьютера, а смартфон в сумке или кармане. Можно предварительно записаться на прием или заказать справку или выписку. А с регистрацией можно наблюдать состояние своего индивидуального пенсионного счета. Родителям доступны сервисы о материнском капитале.

— Какие электронные сервисы ПФР планирует запустить в будущем?

— Недавно появилась возможность обратиться через интернет за перерасчетом пенсии и т. д. В будущем мамочки смогут получить сертификат на материнский капитал в электронном виде. В конечном итоге необходимо в 2017 году довести объем оказания электронных услуг до 70%. Такая задача поставлена перед всеми указом Президента РФ.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ