Напомним, формирование электронных трудовых книжек россиян началось с 1 января 2020 года. Благодаря изменениям в трудовом законодательстве данные о трудовой деятельности сотрудника с этого момента можно хранить и передавать в «цифре». Письменно проинформировать сотрудников о такой возможности работодатели обязаны до 31 октября текущего года.
Сделать свой выбор в пользу нового или старого образца трудовой книжки работники могут до конца текущего года. Для этого до 31 декабря необходимо в произвольной форме подать письменное заявление работодателю. Если работник не смог этого сделать по уважительной причине до указанной даты (длительный больничный, отпуск по уходу за ребенком и прочее), то у него остается право подать заявление позднее этого срока.
Тем, кто выбрал электронный документ, старая трудовая книжка выдается на руки. Если работник предпочел бумажную версию, то работодатель продолжит вносить в нее сведения о трудовой деятельности, параллельно передавая все необходимые сведения в информационную систему Пенсионного фонда. Гражданин, выбравший документ старого образца, позже может изменить свое решение и перейти на электронную трудовую книжку. Обратный процесс - от «цифры» к «бумаге» - законодательством не предусмотрен.
Тем, кто впервые устроится на работу с 2021 года, все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
Плюсы электронной трудовой книжки:
* Удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности (например, через личный кабинет гражданина на сайте ПФР);
* Минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности;
* Дополнительные возможности дистанционного трудоустройства;
* Дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения;
* Высокий уровень безопасности и сохранности данных.