Управления ПФР по Кемеровской области ко Дню Победы подготовили цикл материалов о кузбассовцах, тружениках тыла, ушедших и ныне здравствующих, чьи пенсионные дела хранятся в Пенсионном фонде РФ.
Степан Васильевич Цищюк
В рассказах о детях войны, тружениках тыла, не так уж много парадных и праздничных эпизодов. Героических – да, самоотверженных – да. Радостных – не очень.
В 1942 году окончилось детство четырнадцатилетнего подростка Степана Цищюка. Шёл второй год войны, страшное время. Деревня Ивановка Болотнинского района Новосибирской области осталась без мужчин. Тяжёлый воз сельскохозяйственных и домашних работ тащили старики, женщины, дети.
Первого сентября, как и в мирные годы, ребятня села за школьные парты. А через месяц в класс, в котором учился Степан, во время урока зашёл директор. Стоял перед классом и молчал.
-Всё, ребята, - нарушил, наконец, молчание директор. – Попрощайтесь со школой. Идите работать. Или учиться в ФЗО.
Степану было четырнадцать лет. Но деревенским ребятишкам к работе не привыкать, поэтому слова директора они восприняли почти спокойно.
Новосибирская область в те годы была обширным краем, куда входил и город Кемерово. С началом войны его промышленность стала стремительно развиваться. Туда и направили мальчишек из деревни Ивановки. Определили в ФЗО при шахте «Северная». Для них, выросших в просторной степи, подземные шахтовые выработки казались чем-то фантастическим. Когда Степан впервые пришёл знакомиться с шахтой, он не знал, что сорок шесть лет будет спускаться в недра земли на «Северной».
Шесть месяцев учёбы в ФЗО пролетели, и в трудовой книжке пятнадцатилетнего Степана Цищюка появилась первая запись, датированная 1943 годом: «Принят забойщиком на участок №6».
На улицах города порой можно услышать оглушительный треск перфораторов в руках у дорожных ремонтников, взламывающих старый асфальт. Такую работу не назовёшь лёгкой. Можно только удивляться, как таким отбойным молотком подростки крошили стену угля или породу глубоко под землёй. Но они добывали уголь, выполняя взрослую норму!
В 1946-м, восемнадцати лет отроду, Степан назначен горным мастером. Уважаемая на шахте должность! Мало того, он становится руководителем первой комсомольско-молодёжной бригады. Крепкий деревенский мальчишка, трудился с азартом и увлекал своим примером товарищей.
Комсомольцы – всегда впереди! В том же сорок шестом Степан получает свою первую награду – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Но не из одних трудовых побед состояла биография Степана. В 1947 году под землёй прогремел взрыв. Из горной выработки, как из пушечного ствола, выбросило оборудование. Тогда Степан чудом остался жив. В 1948 году Степана застигла ещё одна авария под землёй. Прорвало заиловку – смесь глины и воды, в которой тушили подземный пожар. Тяжёлая масса заполнила забой вместе с людьми.
Степан Цищюк чудом остался жив. Много таких чудес видел он почти за полвека работы в шахте. Везде пришлось поработать. Откатчик, забойщик, раскайловщик, газомерщик – такие специальности перечисляет трудовая книжка Степана Васильевича. Будучи на пенсии, работал на аммонитном складе. Вся жизнь в труде. Степан Васильевич награжден знаком «Шахтерская слава» всех трёх степеней. Орден Трудового Красного Знамени, медаль «Ветеран труда» и многие другие заслуги украшали его китель.
Всю жизнь, с детства до старости, все силы души и тела отдал Степан Цищюк на благо Родины. Память о нем сохранена, в том числе, в документах его пенсионного дела.
Управление ПФР в г. Кемерово и Кемеровском р-не