Заместитель управляющего Отделением ПФР по Кемеровской области Ольга Фалалеева приняла участие в работе круглого стола по вопросам защиты прав пенсионеров от недобросовестных действий отдельных граждан и организаций. Мероприятие проводилось по инициативе ГУ МВД по Кемеровской области и действующего при нем Общественного совета.
Также участниками круглого стола стали представители аппарата уполномоченного по правам человека в Кузбассе и УФАС по Кемеровской области.
Обсуждая заявленную тему, участники подчеркнули, что в регионе растет количество граждан, которые стали жертвами недобросовестно оказанных юридических услуг. В объявлениях рекламного характера пожилых людей приглашают на бесплатную консультацию. Пришедшему пенсионеру представитель фирмы говорит о неправильном начислении пенсии, отсутствии каких-либо доплат, ловко оперируя юридическими терминами и статьями законов, убеждая пенсионера составить обращения в несколько организаций о перерасчете пенсии или с требованием назначить выплату. Затем подписывается договор, цена которого составляет от 8 до 15 тысяч рублей.
В своем выступлении Ольга Фалалеева отметила, что с начала года с подобными жалобами в ОПФР по Кемеровской области обратились более 5 500 человек. Тексты обращений оформлены по шаблону, в них часто встречаются ошибки, порой даже личные данные заявителя указываются недостоверно, содержатся ссылки на законодательные акты, не относящиеся к существу вопроса. В итоге специалисты управлений Пенсионного фонда, перепроверив все пенсионные дела заявителей, ни в одном из них не обнаружили ошибок при начислении пенсий, а также оснований для ее увеличения.
Участники круглого стола были сходны во мнении, что подробное изучение работы таких фирм подтверждает: их деятельность направлена на введение в заблуждение клиента. Однако, как отмечает член Общественного совета при ГУ МВД России по Кемеровской области, юрист-правозащитник Елена Ларина, «все договоры заключены с ИП и клиенты собственноручно ставили там подпись, согласившись с условиями оплаты услуг юриста». Она также напомнила о том, что за разъяснениями по интересующим вопросам гражданам следует обращаться в государственные организации, в данном случае – в отделение Пенсионного фонда. Если же есть необходимость сотрудничества со сторонними фирмами, то в первую очередь следует собрать и проанализировать информацию и отзывы об их деятельности. Далее нужно убедиться, что юрист, которому вы планируете доверить решение своей проблемы, обладает достаточными знаниями и квалификацией. Для этого можно попросить у него диплом об образовании и информацию о выигранных судебных процессах. Кроме того, не стоит забывать о том, что перед подписанием каких-либо договоров нужно внимательно их прочитать, – лучше всего взять документ домой и в спокойной обстановке изучить его содержание, обсудить непонятные моменты с родственниками или знакомыми. В случае запрета выносить бланк договора из офиса, гражданину лучше отказаться от сотрудничества с данной организацией и обратиться в другую фирму.
Подводя итоги встречи, участники решили направить совместные усилия на дополнительное информирование граждан об их правах и возможностях обратиться в государственные организации за бесплатной консультацией. Информационная кампания подразумевает широкое освещение темы в региональных СМИ, а также размещение видео-материалов, печатной продукции.