Начиная с этого года в правила подачи заявлений о переходе от одного страховщика к другому внесены изменения. Новшество позволит оградить граждан от потери инвестиционного дохода. Напомним, что на сегодняшний день существуют две модели заявлений о переводе средств пенсионный накоплений из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой. Это заявление о переходе (через пять лет) и заявление о досрочном переходе (в следующем году), так в последнем случае накопления переводятся без учета инвестдохода.
Во-первых, сократился срок подачи заявлений. Его необходимо подать не позднее 1 декабря текущего года, а не до 31 декабря текущего года как было ранее.
Во-вторых, исключена возможность подачи заявлений о переходе (досрочном переходе) из ПФР в НПФ, из НПФ в ПФР, из НПФ в НПФ по почте и через МФЦ. На сегодняшний день предусмотрено только два способа подачи: лично (через представителя) в ПФР либо через портал госуслуг.
Полномочия представителя гражданина теперь подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью, а не простой рукописной доверенностью, как было ранее. Для подачи заявления через портал госуслуг как и ранее необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.
В-третьих, можно отказаться от поданного в течение текущего года заявления. Для этого подается соответствующего уведомления в срок до 31 декабря текущего года при личном обращении в ПФР (можно через представителя) или через портал госуслуг.
В случае подачи гражданином уведомления об отказе от смены страховщика заявление, указанное в уведомлении, не будет рассмотрено ПФР, а гражданин останется у текущего страховщика.
К четвертому новшеству можно отнести введение процедуры информирования граждан о последствиях досрочного перехода. Для этого надо ознакомиться и подписать уведомление об условиях досрочного перехода. Оно содержит информацию о сумме средств пенсионных накоплений, которую гражданин потеряет в результате досрочной смены страховщика. Такое уведомление в обязательном порядке подписывается до регистрации заявления о досрочном переходе, причем как при личном обращении, так и через портал госуслуг. Если гражданин не согласен с условиями досрочного перехода, дальнейший приём заявления не возможен.
Данная информация позволит гражданину взвесить все «за и против» и сделать осознанный выбор, хочет он потерять инвестиционный доход при досрочной смене страховщика или стоит повременить с переходом.
Отметим, с 2019 года каждый гражданин в личном кабинете на портале госуслуг, сможет просмотреть полную информацию обо всех поданных им заявлениях и уведомлениях, в том числе информацию о дате и способе подачи указанных заявлений и уведомлений.
Все изменения направлены на снижение рисков поступления в ПФР документов, на основании которых происходит неправомерный перевод граждан в негосударственные пенсионные фонды, и позволяют гражданину сделать более осознанный выбор при смене страховщика.