ПФР всегда стремится сделать свои услуги более доступными. Это касается и назначения пенсии – гражданин может выбрать наиболее выгодный для себя вариант обращения за пенсией, исходя из собственных предпочтений и возможностей.
За назначением страховой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) можно обратиться:
- Непосредственно в территориальный орган ПФР по месту жительства, месту пребывания либо фактического проживания. Заявление можно подать лично или через своего законного представителя (при предъявлении доверенности).
В 2017 году в клиентских службах ПФР по Мурманской области было зарегистрировано 10 390 таких заявлений.
- По почте, приложив к заявлению все необходимые документы. При этом днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления. Если представлены все необходимые документы, то в адрес заявителя по почте ПФР направляет соответствующее уведомление. Если документы представлены не все, то в уведомлении указывается перечень необходимых документов.
В прошлом году по почте было направлено 204 заявления о назначении пенсии.
- Через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту жительства. В этом случае уведомление о приеме заявления или перечень недостающих документов направляется территориальным органом ПФР заявителю через МФЦ. Если уведомление не выдано заявителю в связи с его неявкой в МФЦ, то оно считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня его передачи территориальным органом ПФР в МФЦ.
Через МФЦ в 2017 году заявления о назначении пенсии подали 246 человек.
- Через своего работодателя. Это возможно, если между работодателем и Пенсионным фондом РФ заключено соглашение об электронном информационном взаимодействии. Если такое соглашение заключено, то работодатель представляет территориальным органам ПФР в электронной форме списки своих сотрудников, которые приняли решение в ближайшие12 месяцев обратиться за назначением пенсии, а также в электронном виде заявление и все необходимые документы, которые по закону представляются в ПФР для назначения пенсии. При этом документы передаются только по письменному согласию работника в адрес работодателя на передачу и обработку его персональных данных.
За назначением пенсии через своего работодателя в прошлом году обратились 175 человек.
- Через интернет. Такая возможность есть в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР (www.pfrf.ru). Чтобы войти в него, необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и подтвердить свою учетную запись. Если гражданин уже зарегистрирован на Портале, то можно использовать логин и пароль, указанные при регистрации на Портале. В 2017 году через «Личный кабинет» за назначением пенсии обратилось 3270 граждан региона.
Также заявление о назначении пенсии можно подать непосредственно через Единый портал государственных услуг. В Мурманской области таким способом воспользовались 1280 граждан.
Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени.
Вместе с тем, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста. Однако это не относится к гражданам, претендующим на досрочную пенсию как педагогические или медицинские работники.
Пенсия будет назначена с момента обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее.
Список документов, необходимых для назначения пенсии, всегда можно узнать в клиентских службах ПФР или на официальном сайте ПФР в разделе «Будущим пенсионерам».