Пенсионный фонд России за 32 года работы пережил сложную трансформацию. Из структуры, которая осуществляет выплату пенсий и пособий – в организацию, которая предоставляет услуги в течение всей жизни – от рождения до старости.

Главным событием для социальной сферы в этом году стало объединение двух фондов - ПФР и ФСС.  С будущего года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования станут единым Социальным фондом России.

Объединение фондов ускорит процесс получения социальных услуг и сделает этот процесс удобным для граждан, в том числе за счет создания единых офисов клиентского обслуживания.

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования координирует специально созданный проектный офис, в который вошли представители двух фондов. К настоящему времени уже синхронизирован график приема граждан, идет переподготовка сотрудников, которые будут предоставлять услуги в объединенных офисах обслуживания. В процессе повышения квалификации специалисты ПФР обучаются услугам ФСС, и наоборот.

В целом объединение завершится до конца этого года. Если смотреть на процесс более глобально, то сейчас идет переход на единую цифровую платформу. В результате государство сможет централизовано управлять всеми социальными выплатами.

В этой системе будут отражаться все особенности жизненных ситуаций человека. Например, пенсионные права или статус многодетной мамы, ветерана труда. Специалисты автоматически получат информацию о том, кто на что претендует, и смогут направить эту информацию самому человеку в рамках проактивного информирования. Когда мы все перейдем на такую систему, тогда сможем сказать, что переходный период по слиянию полностью завершился.

Со следующего года вводится единый тариф взносов и единая база для уплаты взносов на пенсионное и социальное страхование. Раньше у ПФР она была повыше, у ФСС - пониже. Это тоже даст рост выплат, поскольку за счет более высокой базы станут больше некоторые выплаты, например, больничные. Право на них теперь также получат работающие по гражданско-правовому договору. В пенсионном страховании так было и раньше, а социальному страхованию подлежали только те, кто работал по трудовому договору. Поэтому, например, работники, имеющие договоры гражданско-правового характера, не могли получить некоторые выплаты. Теперь будет единый круг застрахованных и единая база для начисления взносов. Это, безусловно, положительный момент для граждан.

Важно отметить, что для нас главное не столько автоматизация сама по себе, сколько удобство для людей. Раньше, например, пенсионное право всегда работало по заявительному принципу. То есть надо было нести в Пенсионный фонд трудовую книжку, различные документы, справки. Сейчас мы собрали данные о пенсионных правах людей, в том числе о советском стаже. Это была непростая работа. Со стажем молодых людей редко случались проблемы, а вот советский стаж нужно было подтверждать в бумажном виде - приносить справки, архивные документы и прочее. Сегодня на лицевом счете большинства выходящих на пенсию  уже есть все необходимое для назначения выплат.

 

С января 2022  года мы автоматически оформляем пенсии по инвалидности. Уже назначено свыше 5 тысяч таких выплат. В целом работа идет достаточно успешно. Также проактивно мы выдаем сертификаты на материнский капитал. После того как в семье рождается ребенок, нам приходят данные из реестра ЗАГС. Далее специалисты формируют сертификат и отправляют его маме на портал госуслуг. Уже выдано более 13 500 сертификатов в проактивном режиме. Кроме того,  января в беззаявительном порядке отделение оформило около 24 тысяч СНИЛСов новорожденным.

По выплатам, которые пока назначаются заявительно, Пенсионный фонд тоже старается делать все самостоятельно. Например, по выплате на детей от 8 до 17 лет подается только заявление через портал госуслуг. Дальше все процессы запускаются автоматически. Для оценки имущества семьи ПФР запрашивает в Федеральной налоговой службе (ФНС) доходы на родителей и детей, потом узнает у Росреестра, какое есть имущество. МВД подсказывает фонду, есть ли автомобиль, МЧС — есть ли, например, лодки, и т.д. Комплексная оценка проводится довольно эффективно, за счет этого 99 процентов выплат в нижегородской области  назначается в пределах десяти рабочих дней. Отделением назначено таких пособий на 84 466 детей, на сумму более 5 млрд. рублей.

Поэтому основные принципы развития — это беззаявительность и удобство для людей. Пенсионный фонд уже подготовил предложения по дальнейшему развитию такого подхода. Правительство, в частности, внесло в Думу законопроект, по которому фонд планирует беззаявительно назначать детям пенсии в случае потери кормильца, чтобы исключить подачу документов в этой трудной жизненной ситуации. В аналогичном автоматическом формате будет назначаться пенсия детям-сиротам и повышаться пенсии за работу на Севере и в сельском хозяйстве. Будет сделано все необходимое, чтобы надбавка к пенсии устанавливалась без обращения, сразу после того, как у пенсионера появился соответствующий стаж.

Все лучшие практики обслуживания, наработанные годами, сохранятся в будущих единых службах. Более того, сохранится и «география присутствия». Граждане смогут обращаться со своими вопросами по привычным адресам. Адреса офисов клиентского обслуживания можно найти на сайте ПФР в разделе «Объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования: самое главное». 

Сейчас уже идет перевод клиентских центров ПФР и ФСС в единые офисы клиентского обслуживания Социального фонда России. С июня этого года в нашем регионе в офисах ПФР и ФСС можно получить четыре общие услуги двух фондов: оформить технические средства реабилитации для инвалидов, оформить путевку в санаторий, выбрать или изменить способ получения пенсии, а также заказать справку о праве на предпенсионные льготы. За прошедшие несколько месяцев по этим услугам принято более 1000 обращений.

Если говорить про клиентские службы, сегодня наши  офисы оснащены всем необходимым для обслуживания, включая функциональные зоны ожидания, приема, информирования, а также цифровую зону с терминалом самообслуживания. Посетители могут воспользоваться им, пока ждут приема к специалисту, а иногда даже самостоятельно получить услугу, за которой обратились. Администратор зала при необходимости помогает в этом.

Одним из достижений Пенсионного фонда в последнее время стало избавление от очередей в клиентских службах. Достигали мы такого результата обычными для современного мира методами, в основном за счет онлайн-обслуживания. В период пандемии, например, действовал специальный порядок, и мы даже по телефону принимали обращения. Идентифицировали человека по кодовому слову, после чего операторы могли регистрировать заявление на выплаты.

В целом мы достаточно давно развиваем дистанционное обслуживание и электронные сервисы. В результате практически за всеми основными выплатами фонда можно обратиться удаленно. В то же время мы не ограничиваем личные обращения. Будущий объединенный фонд — социально ориентированная организация, для нас честь принимать каждого клиента. Кому удобно — пользуется электронными сервисами, кто хочет прийти — приходит лично. И мы стараемся сделать такой визит максимально быстрым и комфортным.

Прежде всего проводим предварительную работу, которая начинается с записи на прием через сайт или по телефону. Сервисом пользуются 70% посетителей, которые обращаются в фонд. В ходе предварительной записи специалисты уточняют причину обращения и предлагают альтернативное решение вопроса, если это возможно. Пошагово подсказывают, как получить услугу без визита. Аналогичная работа ведется непосредственно в точке приема. Если человек пришел не по записи, администратор клиентской службы консультирует посетителя, ожидающего прием, помогает воспользоваться электронным терминалом, если это необходимо.

Также стоит помнить, что мы предоставляем большинство услуг в экстерриториальном формате, без привязки к месту жительства человека. И стараемся оказывать услуги комплексно, предлагая получить сразу все выплаты, на которые человек имеет право по своему статусу — пенсионера, инвалида, родителя, — а не только выплаты, за которыми он обратился. Весь этот наработанный опыт поможет нам организовывать обслуживание и после объединения фондов.

В этом году мы начали проактивно информировать нижегородцев о размере сформированной пенсии и условиях, при которых она назначается. На данный момент уведомление о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и суммах средств пенсионных накоплений уже получили более  450 тысяч нижегородцев — мужчин от 45 лет и женщин от 40 лет. Информация приходит в личный кабинет на портале госуслуг. По ней можно увидеть накопленные на текущий момент пенсионные права, включая стаж и коэффициенты, и, самое главное, размер пенсии, рассчитанный по этим параметрам. Это помогает гражданам в том числе планировать дальнейший трудовой путь.

 

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ