СНИЛС - это номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Индивидуальный лицевой счет открывается на каждого российского гражданина, а также постоянно или временно проживающего либо временно пребывающего на территории РФ иностранного гражданина и лицо без гражданства.
Для получения СНИЛС нужно заполнить анкету по форме АДВ-1. Анкета может быть представлена лично в любой территориальный орган ПФР, а также через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В течение пяти рабочих дней со дня получения документа территориальный орган ПФР принимает решение об открытии индивидуального лицевого счета.
При личном обращении для получения СНИЛС необходим документ, удостоверяющий личность (как правило, это российский паспорт, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание или вид на жительство - для лица без гражданства).
При открытии индивидуального лицевого счета оформляется документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета - Уведомление. В Уведомлении и указан страховой номер индивидуального лицевого счета.
Получить Уведомление на новорожденных, а также на детей до 14 лет могут родители (законные представители), которым нужно обратиться в любой территориальный орган ПФР или в МФЦ со своим паспортом и свидетельством о рождении ребенка. Дети 14 лет и старше могут получить Уведомление самостоятельно.
С 15 июля 2020 года после поступления из реестра ЗАГС в информационную систему ПФР сведений о рождении ребенка, ему автоматически открывается индивидуальный лицевой счет, страховой номер которого ПФР направит маме в личный кабинет на ЕПГУ. Данный сервис доступен тем родителям, которые зарегистрированы на ЕПГУ. Для того, чтобы оперативно получить уведомление об оформленном СНИЛС по электронной почте или в смс, маме необходимо выбрать соответствующие настройки в личном кабинете.
Для семей, которые усыновили детей, сохраняется прежний заявительный порядок оформления СНИЛС, поскольку необходимые сведения могут представить только сами усыновители.
В случае утери или непригодности Уведомления для использования оформляется дубликат в любом территориальном органе ПФР или МФЦ. В настоящее время при обращении в Клиентскую службу Пенсионного фонда получение Уведомления производится в режиме «реального времени» (в режиме онлайн).
Дубликат Уведомления можно получить без личного посещения ПФР, используя мобильный офис «Личный кабинет» на портале Госуслуги и ПФР. В «Личном кабинете» в разделе «Индивидуальный лицевой счет» необходимо выбрать: «Подать заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства», уведомление сформируется в режиме онлайн и его можно распечатать или сохранить.
Напоминаем, что с 01.04.2019 пластиковое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, в котором указывался СНИЛС, не выдается. Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданные ранее, сохраняют свое действие, обмену не подлежат и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, поэтому гражданам не нужно обращаться в Пенсионный фонд России за обменом документов.