Система социальной помощи в России перейдёт в электронный формат и будет работать по принципу социального казначейства. Это позволит упростить для людей получение пенсий, выплат, пособий, компенсаций без хождения по различным инстанциям, сбора документов и справок.
Для решения этой задачи Правительство РФ утвердило Концепцию цифровой трансформации социальной сферы. В течение пяти лет будет создана единая цифровая платформа, которая позволит автоматически предоставлять помощь всем, кто в ней нуждается.
В условиях перехода к цифровой экономике каждое социальное ведомство, предоставляющее государственные услуги гражданам, проводит большую работу по упрощению правил назначения мер социальной поддержки, переводит в цифровой формат сведения, совершенствует электронные сервисы и межведомственное взаимодействие.
Так, цифровая трансформация является приоритетным направлением в деятельности Пенсионного фонда РФ. Проактивное и дистанционное предоставление государственных услуг по назначению пенсий, социальных выплат, сведений из системы персонифицированного учета, материнского капитала, а также дистанционное консультирование клиентов, в том числе с применением искусственного интеллекта, уже в большинстве случаев делают необязательным для граждан посещение клиентских служб ПФР.
В частности, Пенсионным фондом созданы условия и организована работа по ведению электронного пенсионного процесса. Речь идет о назначении пенсий исключительно на основании документов в электронном виде, начиная от приема соответствующего заявления гражданина и заканчивая вынесением решения.
Упрощение процедур, отказ от бумажных справок стало возможным во многом благодаря использованию сведений, находящихся не только в системе ПФР, но и в государственных информационных системах ФРИ, ЕГР ЗАГС и ЕГИССО.