С 1 октября 2008 года вступает в силу Федеральный Закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Отделением Пенсионного Фонда РФ по Приморскому краю подготовлены разъяснения по применению основных норм Закона.
Главное отличие названного Закона от предшествующих в том, что в формировании расчетного пенсионного капитала для исчисления трудовой пенсии принимает участие непосредственно само застрахованное лицо, а главным стимулом для вступления его в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию является софинансирование со стороны государства.
Таким образом, расчетный пенсионный капитал, из которого будет рассчитываться трудовая пенсия, по желанию гражданина, может формироваться теперь из 3-х разных источников:
- за счет взносов работодателя на обязательное пенсионное страхование (как это и было ранее), а также взносов на дополнительное пенсионное страхование;
- за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии, которые перечисляет застрахованное лицо само за себя;
- за счет государственного софинансирования из средств федерального бюджета.
Предусмотрен следующий объем участия в формировании расчетного пенсионного капитала участников этого правоотношения:
работодатель, помимо тех 14 процентов, которые он уплачивает из фонда оплаты труда на страховую часть пенсии, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», вправе принять решение об уплате дополнительных взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии. Указанное решение оформляется отдельным приказом по организации или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор;
застрахованное лицо- определяет размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть самостоятельно. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2-х тысяч рублей. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии наступают на основании поданного лицом заявления;
государственное софинансирование определяется, исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 тысяч рублей в год.
При этом надо иметь ввиду, что правовой режим этих взносов, т.е. порядок их уплаты, ведение персонифицированного учета, порядок инвестирования такой же, как и существующих взносов на обязательное пенсионное страхование, т.е. добровольность правоотношений не меняет статуса этих взносов, как обязательных, поскольку правоотношения по добровольному пенсионному страхованию регулируются в рамках обязательного пенсионного страхования.
Необходимо отметить несколько принципиальных положений по этому Закону.
Впервые с начала проведения преобразований в пенсионной системе государством введено экономическое стимулирование добровольного участия в накопительной пенсионной системе самих граждан и работодателей через налоговые преференции, которые им экономически выгодны. Таким образом государство стимулирует и поощряет добровольную дополнительную уплату взносов как гражданами на свое пенсионное обеспечение, так и работодателями.
Второе принципиальное положение заключается в том, что государственное софинансирование носит временный, т.е. ограниченный по продолжительности характер. Распространяется он на граждан, которые вступают в правоотношения по добровольному пенсионному страхованию в период с 1.10.2008 по 1.10.2013 года и действует в течение 10 лет. Это означает, что принять решение о вступлении в добровольные правоотношения гражданин может именно в период с 1октября 2008 года до 1 октября 2013года. Если он принимает такое решение, к примеру, в 2011 году, государство в течение 10 лет до 2021 года будет принимать участие в софинансировании его пенсии.
Таким образом, софинансирование со стороны государства имеет место только на запуске этой системы, только на начальной стадии, как толчок для развития института добровольных правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования.
Но все остальные нормы в этом законе носят бессрочный постоянный характер.
Третье положение – это дополнительное экономическое стимулирование граждан более зрелого возраста. Оно выражается в том, что гражданам, которые при достижении пенсионного возраста откажутся от назначения трудовой пенсии и будут уплачивать дополнительные страховые взносы, государство, в качестве поощрения, будет финансировать до 48 тысяч рублей в год вместо 12 предельно возможных тысяч, как всем остальным гражданам, вступившим в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. При этом им будет сокращаться ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, составляющий по общему правилу 19 лет (228 месяцев), на который делится расчетный пенсионный капитал при исчислении размера трудовой пенсии. Необходимо обратить внимание на то, что эта дополнительная льгота не касается тех граждан, которым пенсия уже назначена и которые хотели бы временно отказаться от ее получения. Эта норма касается только тех, кому пенсия еще не назначалась в случае отказа от ее назначения.
И четвертое принципиальное положение.
Софинансированные средства из федерального бюджета включаются в накопительную часть трудовой пенсии, а не в страховую часть пенсии. Таким образом, у граждан, которые по нормам Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ не имели накопительной части из-за возрастных ограничений, при вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию на индивидуальном лицевом счете появляется накопительная часть.
При вступлении в добровольные правоотношения по этой схеме, необходимо будет позаботиться об инвестировании этих средств через управляющие компании, либо негосударственные пенсионные фонды. В этом случае государственные софинансированные суммы также будут переводиться вместе с дополнительными взносами застрахованного лица в управляющие компании (выбранные застрахованным лицом) для их инвестирования.
Право вступать в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию предоставлено любому физическому лицу, постоянно или временно проживающему на территории Российской Федерации независимо от возраста и независимо от того, работает этот гражданин или нет. Известно, что согласно Закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» право на накопительную часть имели мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе. Позже право на накопительную часть стали иметь только граждане 1967 года рождения и моложе. По новому Закону право на накопительную часть приобретает гражданин любого года рождения, который желает вступить в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию. Но поскольку дополнительное пенсионное страхование осуществляется в рамках обязательного пенсионного страхования, это влечет за собой два ограничения.
1.Условия, необходимые для назначения трудовой пенсии, остаются прежними, они не изменяются. Это означает, что 5-летний страховой стаж, необходимый для приобретения права на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», образует совокупность 2-х фактов: во-первых, трудовая деятельность и, во-вторых, уплата страховых взносов. Поэтому, если гражданин пожелает воспользоваться этим Законом, только уплатив взносы, без факта работы, эти периоды в страховой стаж, определяющий право на пенсию, не будут учтены, хотя эти суммы на лицевой счет разносятся и при наличии права на трудовую пенсию на ее размер повлияют.
2. Второе ограничение касается порядка распоряжения этими средствами. Поскольку уплата страховых взносов осуществляется в рамках обязательного пенсионного страхования, в случае смерти застрахованного лица, производившего дополнительные отчисления, эти суммы не подлежат наследованию как частная собственность, здесь не действует механизм наследования, а действует только механизм правопреемства. Это означает, что в случае смерти застрахованного лица, уплаченные суммы могут передаваться правопреемникам при соблюдении одного обязательного условия: в том случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии. Порядок выплаты правопреемникам средств пенсионных накоплений определен Постановлением Правительства Российской Федерации 03.11.2007года № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета».
О сроках вступления Закона в силу.
Основные статьи Закона, связанные с порядком уплаты взносов, процедурой учета и инвестирования вступают в силу с 1января 2009 года. Однако норма, касающаяся права подачи заявления на вступление в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, вступает в силу с 1 октября 2008 года.
Это коротко об основных положениях Закона.
Организационная составляющая Закона в части порядка перечисления страховых взносов работодателем, выступающим в этом случае в качестве агента по перечислению взносов на обязательное пенсионное страхование, порядка перечисления взносов самими застрахованными лицами, будет обозначена в дальнейших публикациях.
Пресс-служба Отделения ПФР по Приморскому краю