В нынешнем году территориальными органами Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области и МФЦ принято 179 заявлений островитян о переводе средств своих пенсионных накоплений от одного страховщика — другому. Такими страховщиками могут быть только Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) или один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Напоминаем. Сахалинцы и курильчане могут управлять средствами своих пенсионных накоплений. А именно — написать заявление и передать эти средства для получения предполагаемого дохода в негосударственный пенсионный фонд или в управляющие компании, частные или государственную.
Из общего количества принятых в нынешнем году заявлений, 151 — было подано досрочно.
Начиная с 2015 года, все заявления о переходах от одного страховщика к другому делятся на две категории: заявления о переходе или заявления о досрочном переходе.
По «заявлению о переходе» — переход осуществляется в году, следующим за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления. То есть, если в 2017 году было подано заявление о переходе из ПФР в НПФ или наоборот, пенсионные накопления будут переданы выбранному страховщику в первом квартале 2022 года. При этом гражданину гарантируется вся сумма пенсионных накоплений.
По «заявлению о досрочном переходе» — переход осуществляется в году, следующем за годом подачи такого заявления. Например, заявление о досрочном переходе 2017 года будет рассмотрено в 1 квартале 2018 года. Однако, в таком случае, гражданин несёт риски потери инвестиционного дохода. Более того, в случае получения убытка от инвестирования средств, полученный отрицательный результат будет зафиксирован, и сумма накоплений уменьшится. Таким образом, досрочный переход имеет два существенных риска — потеря инвестиционного дохода, а также отсутствие гарантии на сохранение «номинала» уплаченных взносов.
Поэтому начиная с 2015 года выбирать страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ПФР либо негосударственный пенсионный фонд) с целью инвестирования средств пенсионных накоплений, без потери инвестиционного дохода, можно не чаще одного раза в 5 лет.
Справка
У гражданина, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования, формируются две пенсии. Отдельно - страховая пенсия, и отдельно — накопительная пенсия (если у человека формируются пенсионные накопления).
Эти пенсионные накопления у сахалинцев и курильчан начали складываться с 2002 года из уплачиваемых работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом напомним о том, что большая часть взносов «учитывалась» в качестве пенсионных прав на страховую пенсию (а физически, в денежном выражении, эти средства шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам). А меньшая часть взносов, в «реальных» рублях, как раз и шла в пенсионные накопления конкретного человека.
В 2002 - 2004 годах пенсионные накопления формировались у женщин 1957 года рождения и моложе, у мужчин 1953 года рождения и моложе. С 2005 года пенсионные накопления пополнялись только у граждан 1967 года рождения и моложе. А с января 2009 года они появились у всех, кто вступил и участвует в Программе государственного софинансирования пенсионных накоплений, уплачивая добровольные дополнительные страховые взносы.
С 2014 года федеральным законодательством наложен мораторий на пополнение пенсионных накоплений из уплачиваемых работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Все взносы теперь идут на формирование пенсионных прав для «полной» страховой пенсии.
Обращаем внимание. Пенсионные накопления, сформированные до указанной даты, сохраняются на индивидуальных лицевых счетах граждан. Мораторий никак не влияет на возможность перевода имеющихся пенсионных накоплений в управляющие компании, а также их перевода из одного пенсионного фонда в другой по желанию человека.
Дополнительно сообщаем о том, что легальных вариантов подачи гражданином заявления о переводе пенсионных накоплений в НПФ сегодня всего три:
- через клиентскую службу ПФР или МФЦ (лично либо через законного представителя).
- через интернет (подать электронное заявление можно через Единый портал государственных услуг или «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР. В обоих случаях электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью).
- по почте (в этом случае установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи осуществляется нотариусом или в установленном законодательстве порядке).
В том случае, если при оформлении документов для перевода средств пенсионных накоплений агентами НПФ была предоставлена недостоверная либо искаженная информация, можно обратиться по данному факту в Банк России (www.cbr.ru) либо в суд для признания заключенного договора недействительным и восстановления нарушенных прав.