На вопросы предпринимателей, и в том числе работодателей, имеющих наемных работников-пенсионеров, отвечает заместитель управляющего ОПФР по г.Севастополю Марина Геннадьевна Коротаева.
Многих интересуют особенности индексации пенсий с 1 февраля 2016 года – как производился расчет, кому пенсия проиндексирована, и на основании каких сведений определялось, работает пенсионер или нет?
В соответствии с Федеральным законом №385 от 29.12.2015 с 1 февраля 2016 года индексация страховых пенсий проведена всем пенсионерам, однако пенсия с учетом индексации будет выплачиваться только неработающим пенсионерам, получающим страховые пенсии. Для того, чтобы определить, работает пенсионер, или нет, в первую очередь, использовались сведения отчетности работодателей, а именно сведения персонифицированного учета на 30 сентября 2015 года.
А если пенсионер уволился после 30 сентября 2015 года?
В данном случае он должен сообщить об этом в Пенсионный фонд по месту жительства – написать заявление по установленной форме и приложить документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) трудовой деятельности (в большинстве случаев – заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки). После рассмотрения заявления на основании этих сведений со следующего месяца пенсия будет выплачиваться в увеличенном размере, т. е. с учетом индексации.
Получается, что всем пенсионерам, которые будут увольняться с работы, надо будет обращаться в Пенсионный фонд?
Нет, только тем, кто уволится с работы в период с 1 октября 2015 года по 1 апреля 2016 года. Подать заявление можно по 31 мая 2016 года включительно.
С апреля 2016 года сведения о трудоустройстве пенсионеров Пенсионный фонд будет получать от работодателей, поскольку с этого месяца вводится ежемесячная отчетность для работодателей – она очень простая и содержит всего три показателя – ФИО работника, СНИЛС и ИНН.
Срок сдачи – до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Таким образом, первый отчет необходимо будет предоставить за апрель до 10 мая.
Срок достаточно сжатый...
Да, но более 60% работодателей уже сдают отчеты в электронной форме по защищенным каналам связи, к тому же отчет упрощенный, поэтому особых сложностей быть не должно. Тем же, кто сдает отчетность на бумажном носителе, специалисты ПФР, во время отчетной кампании за 2015 год, предлагали рассмотреть вопрос о предоставлении отчетов в электронном виде.
Предусмотрена ли ответственность за непредставление отчетности?
Да, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Где можно посмотреть форму отчета и указания по ее заполнению? И будет ли программа для ее заполнения?
Пенсионным фондом разработана и форма, и все необходимые нормативные документы. Проект постановления правления Пенсионного фонда «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» в настоящее время находится на регистрации в Министерстве юстиции. Ознакомиться с материалами проекта можно на сайте ПФР в разделе «Законодательство» http://www.pfrf.ru/info/order/proekti_aktov~2825/.
В апреле мы планируем провести семинары с плательщиками, на которых уже подробно остановимся на данных вопросах.
Куда необходимо предоставлять отчеты?
В любой из четырех районных отделов. С понедельника по четверг с 09.00 до 18.00, в пятницу с 09.00 до 16.45, перерыв с 13.00 до 13.45. Напоминаю адреса отделов:
- Гагаринский район (ул. Пожарова, 5),
- Ленинский район (ул. Киевская, 11/Л. Толстого, 35),
- Балаклавский район (ул. Урицкого, 2),
- Нахимовский район (ул. Дзигунского, 19).
Давайте еще раз вернемся к вопросу об индексации пенсий. Проведена ли индексация пенсий индивидуальным предпринимателям?
В силу закона все индивидуальные предприниматели являются работающими гражданами, поэтому всем пенсионерам, которые по состоянию на 31.12.2015 были зарегистрированы в качестве предпринимателей, с февраля пенсии выплачиваются в прежнем не проиндексированном размере.
Продолжают поступать вопросы от предпринимателей об освобождении от уплаты взносов пенсионеров и инвалидов. Есть какие-либо исключения?
Хочу еще раз обратить внимание тех, кто начинает свою деятельность в качестве предпринимателя или уже зарегистрирован, что согласно действующему законодательству пенсионеры и инвалиды не освобождаются от уплаты страховых взносов – у каждого предпринимателя с даты регистрации (включения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей) возникает обязанность по уплате взносов в ПФ.
Исключения предусмотрены только для индивидуальных предпринимателей - находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; ухаживающих за инвалидом 1 группы, ребенком – инвалидом или за лицом, достигшим 80-летнего возраста; а также для лиц, проходящих срочную воинскую службу и некоторых других категорий граждан.
Все остальные предприниматели должны уплачивать взносы в фиксированном размере до 31 декабря и 1% с суммы дохода, превышающей 300тыс. рублей – до 1 апреля месяца, следующего за истекшим годом.
Могут ли жители нашего города воспользоваться «Личным кабинетом застрахованного лица» на сайте ПФР?
Да, сегодня уже каждый работающий может посмотреть, какая информация занесена на его лицевой счет, какие сведения предоставил на него работодатель, и предоставил ли вообще.
Естественно, на лицевые счета заносятся сведения о страховых взносах, начисленных на легальные доходы.
Утратил ли сегодня актуальность вопрос оформления и выдачи СНИЛСов?
Анализ базы данных показал, что не все предприниматели имеют СНИЛС, а это значит, что сведения по ним не будут разнесены на лицевые счета. Поэтом попрошу всех, у кого еще отсутствует СНИЛС, срочно обратиться в отделы Пенсионного фонда по месту жительства и его оформить. Очередей нет! С момента заполнения гражданином анкеты до выдачи готового свидетельства сейчас проходит не более 5 дней.
В среднем же сегодня ежедневно за оформлением и получением СНИЛС обращается около 250 человек – это и первичная регистрация, и изменение фамилии, и замена утраченного свидетельства.
Могут ли севастопольцы воспользоваться услугами МФЦ при оформлении страхового свидетельства?
На сегодня МФЦ принимают от населения анкеты для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, а также заявления об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства (СНИЛСа).
С момента подачи документов и до момента получения самого страхового свидетельства либо его дубликата, как правило, проходит 7 рабочих дней. Хочу обратить внимание на то, что получать страховое свидетельство (СНИЛС) нужно непосредственно в отделах ПФР того района, в МФЦ которого были поданы документы.