С 2019 года в России началось постепенное повышение возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет - и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Не смотря на то, что сроки выхода на пенсию продлеваются, откладывать визит в Пенсионный фонд не следует.
О том, как и зачем заблаговременно готовиться к выходу на пенсию ведем беседу с руководителем клиентской службы №3 Управления ПФР в г. Севастополе Лирой Шинкаренко.
- Лира Дмитриевна, кто сможет выйти на пенсию в ближайшие 2 года?
- Для того чтобы увеличение пенсионного возраста проходило постепенно, предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет, который начнется в 2019 году и завершится в 2028 году. Мягкую адаптацию к новому пенсионному возрасту в первые несколько лет переходного периода обеспечит специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста.
Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям для лиц, достигающих 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), в 2019 году будет назначаться женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет, а для лиц, достигающих 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), в 2020 году пенсия будет назначаться женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.
При этом в течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Например, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных коэффициента.
- В какие сроки можно подавать заявление на назначение пенсии?
- Процедура установления пенсии носит заявительный характер. То есть, для оформления страховой пенсии по старости не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста необходимо представить в ПФР заявление о назначении пенсии и документы, удостоверяющие личность и подтверждающие возраст, гражданство, место жительства, а также страховой стаж.
Заявление и документы для оформления пенсии подаются в территориальный центр ПФР по месту жительства либо фактического проживания гражданина.
Наиболее удобный способ обращения за назначением пенсии на сегодняшний день — это подача заявления через Единый портал госуслуг или Личный кабинет на сайте ПФР, так же заявление об установлении пенсии может быть подано работодателем с письменного согласия гражданина.
- Расскажите подробнее, какие документы необходимо предоставить в Пенсионный фонд вместе с заявлением о назначении пенсии?
- Одновременно с заявлением нужно представить документы, удостоверяющие личность гражданина либо его представителя, в таком случае необходим документ, подтверждающий полномочия представителя. Также документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа и размер получаемой заработной платы за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года.
Документом, подтверждающим личность гражданина, место жительства и факт гражданства РФ, является паспорт. Если фамилия в паспорте и других представленных документах не совпадает (это чаще касается женщин), то потребуются свидетельства о браке (разводе) либо справки из органов ЗАГС.
Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Иногда по разным причинам у человека имеется не одна трудовая книжка, а две или больше. Если все они оформлены без нарушений и периоды работы не пересекаются, они все будут приняты к учету. Если в трудовой книжке отражены не все периоды работы, то их можно подтвердить справкой, выданной предприятием, на котором осуществлялась трудовая деятельность.
Если к заявлению о назначении пенсии были предоставлены не все необходимые документы, то гражданин вправе представить их в течение трех месяцев, после его уведомления об этом.
- Как быстро рассматриваются заявления о назначении пенсии?
- Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо в течение 10 рабочих дней со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев).
Поэтому очень важно, чтобы к моменту подачи заявления на назначение пенсии у гражданина были собраны все необходимые документы, которые максимально полно будут отражать всю его трудовую деятельность.
- С какими трудностями может столкнуться человек при оформлении пенсии?
- При назначении пенсии фактически рассматривается вся жизнь человека, причем не только трудовая (значение имеет и военная служба, и уход за детьми или инвалидом 1 группы, а также наличие льготного статуса, определенного законодательством).
На практике довольно часто оказывается, что заявитель не может представить нужные документы, поскольку организаций, в которых он трудился, уже не существует, либо они находятся на территории другого государства. В этом случае необходимую справку имеет право выдать вышестоящая организация или та, которая стала правопреемником в результате переименования или реорганизации. Если документы были переданы в архив, необходимые справки выдает архивное учреждение.
- Т.е. для того, чтобы собрать все документы, требуется время, и часто бывает, что на это уходит более 3-х месяцев?
- Совершенно верно. Кроме того, сведения, подтверждающие продолжительность страхового стажа и размер получаемой заработной платы, не редко требуют уточнения либо проверки.
- Что нужно сделать, чтобы своевременно оформить пенсию?
- Необходимые для пенсии документы следует подготовить заблаговременно, и с этой целью следует заранее обратиться с имеющимися документами в территориальный орган Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд предоставляет возможность заблаговременного сбора и проверки документов, подтверждающих пенсионные права граждан. Специалисты окажут содействие в направлении запросов бывшим работодателям и в архивные органы, оценят сведения, содержащиеся в представленных документах, их соответствие данным индивидуального (персонифицированного) учета, проверят юридическую правильность заполнения представленной трудовой книжки, справок и других сопутствующих назначению пенсии документов, подготовят макет пенсионного дела к моменту назначения пенсии. В результате ко дню выхода на пенсию граждане будут иметь полный пакет документов, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсии в максимально возможном размере.
- То есть заблаговременная работа специалистов ПФР — это помощь будущему пенсионеру в подготовке документов для назначения пенсии?
- Совершенно верно, и этой помощью не стоит пренебрегать.
- Есть ли какие-либо сроки для заблаговременного обращения в ПФР?
- Да, есть. Мы рекомендуем уже за полтора - два года, но не позднее чем за шесть месяцев до возникновения права на назначение пенсии по старости обратиться в территориальное управление ПФР.
- Все ли граждане могут обратиться в Пенсионный фонд для проведения заблаговременной работы?
- Да, такое право есть у всех будущих пенсионеров.
- А если человек постоянно на работе и у него нет времени ходить по инстанциям. Как быть?
- У работающих граждан есть право обратиться в ПФР через своего работодателя. Так, гражданин обращается в кадровую службу своего предприятия, заполняет анкету будущего пенсионера, подает заявление о его согласии на обработку персональных данных, предоставляет имеющиеся у него документы. Далее работу продолжит его работодатель.
После того, как предприятием подписан Порядок организации электронного информационного взаимодействия по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии, работодатель уже взаимодействует с отделом оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления ПФР в г. Севастополе.
Электронное информационное взаимодействие заключается в том, что специалисты кадровых служб заблаговременно готовят и направляют в территориальный орган Пенсионного фонда электронные образы документов, необходимых для назначения работнику страховой пенсии. Электронные образы документов представляются страхователями в Пенсионный фонд по электронным каналам связи через специальные программные комплексы.
Передача информации осуществляется по защищенным телекоммуникационным каналам связи с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными законодательством РФ. Далее работу с предоставленными документами продолжат специалисты отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
- Какие преимущества при обращении через работодателя?
- Преимущества очевидны - это отсутствие необходимости лично посещать клиентские службы, а значит, решать вопросы, связанные с подготовкой к пенсии без отрыва от работы.
- А если гражданин не работает, он может обратиться для проведения заблаговременной работы?
- Да, конечно. Неработающие граждане также имеют право на проведение заблаговременной работы.
- Куда необходимо обращаться таким гражданам для проведения заблаговременной работы?
- В случае, если гражданин не работает, он должен лично обратиться в клиентскую службу ПФР своего района.
- Сроки обращения неработающих граждан для проведения заблаговременной работы такие же как и для работающих?
- Да. Сроки такие же - за полтора - два года, но не позднее чем за шесть месяцев до возникновения права на назначение пенсии по старости.
- Благодарим за беседу.