С 16 ноября 2011 года Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой* применялся на основании временного порядка до окончательного утверждения документа.
С 1 апреля 2012 года Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой вступил в силу.
Одновременно вступило в силу Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики.**
Настоящий Договор применяется в части пенсионного обеспечения к гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики, лицам без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон.
Указанные лица должны проживать на территории либо России, либо Эстонии.
Согласно нормам Договора указанным лицам могут быть назначены:
в Российской Федерации:
- страховые пенсии по старости,
- инвалидности,
- по случаю потери кормильца
- социальные пенсии (назначаются и выплачиваются только в период постоянного проживания на территории России, перевод социальной пенсии в Эстонию не осуществляется).
в Республике Эстония:
- пенсии по государственному пенсионному страхованию, включая народные пенсии.
Договор основан на пропорциональном принципе. За стаж, приобретенный на территориях Эстонии и России, пенсия устанавливается по законодательству и за счет той Стороны, на территории которой он был приобретен.
Таким образом, российская пенсия устанавливается лицам, трудовая деятельность которых протекает (протекала) на территории Российской Федерации.
Если право на назначение пенсии (согласно законодательству Российской Федерации) возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству Эстонской Республики, то назначение пенсии производится только за пенсионный стаж, учитываемый на основании российского законодательства.
Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, подлежащий учету при установлении пенсии, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно, то назначение пенсии производится только за пенсионный стаж, учитываемый на основании российского законодательства.
Следует обратить внимание на вопрос учета при исчислении размера пенсии периодов военной службы и периодов ухода за ребенком. Учитывая, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии исходя из стажа, приобретенного на своей территории, данный вопрос решается в зависимости от места прохождения военной службы и места осуществления ухода за ребенком.
В практическом плане это означает, что периоды прохождения военной службы и осуществления ухода за ребенком могут быть засчитаны в страховой (трудовой) стаж при установлении российской пенсии только в случае, если указанные периоды протекали на территории Российской Федерации.
Для установления и выплаты российской пенсии гражданин, проживающий в Эстонии, должен обращаться в Департамент социального страхования Эстонской Республики. Данная компетентная организация Эстонской Республики осуществляет необходимое взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения.
В случае переезда гражданина, которому была установлена пенсия в соответствии с Договором, из России в Эстонию или наоборот выплата пенсии продолжается той Договаривающейся Стороной, которая осуществила ее назначение.
________________________
*Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года
**Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Договора, подписанное 6 ноября 2011 года и регламентирующее порядок реализации Договора