— Николай Дмитриевич, событием для социальной сферы уходящего 2022 года стало объединение двух фондов — ПФР и ФСС. Как ведется эта работа? Есть ли какие-то сложности?

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования находится на завершающей стадии. На федеральном уровне специально создан проектный офис, в который вошли представители двух фондов. Эта рабочая группа регулярно собирается, чтобы решать вопросы слияния, включая интеграцию клиентских служб, имущественные вопросы, переход на единую отчетность и т.д. На региональном уровне также проходят встречи представителей ПФР и ФСС и обсуждаются вопросы объединения двух ведомств.

Мы уже синхронизировали график приема граждан, занимаемся переподготовкой сотрудников, которые будут предоставлять услуги в объединенных офисах обслуживания. В процессе повышения квалификации специалисты ПФР обучаются услугам ФСС, и наоборот. Это позволит увеличить количество точек присутствия, где граждане смогут без лишних усилий получить услуги, на которые имеют право.

Каких-то серьезных проблем нет. В Тамбовской области, а также еще в 36 регионах страны, в пилотном режиме уже действуют объединенные офисы клиентского обслуживания, где можно оценить удобство обращения за выплатами двух фондов. Новые клиентские службы дадут возможность тамбовчанам быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими услугами в одно отделение.

 

- Что изменится для нас, и наших слушателей - клиентов ПФР и ФСС?

Каких-то глобальных изменений нашим клиентам ждать не следует. На них объединение двух структур скажется незначительно. С 1 января 2023 года в Тамбовской области все государственные услуги в области социального обеспечения, возложенные ранее на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, будут оказываться в объединенных офисах клиентского обслуживания, по тем же адресам клиентских служб ОПФР, в которые в настоящее время обращаются жители области.

То есть для клиентов органов ПФР Тамбовской области вообще ничего не меняется, а клиентам органов ФСС с 2023 года за получением услуг следует обращаться в офисы клиентского обслуживания, в которых в настоящее время оказываются услуги ПФР. Адреса клиентских служб ОПФР размещены на сайте ПФР (www.pfr.gov.ru).

В Тамбове предоставление услуг гражданам будет проводиться по двум адресам: г.Тамбов, ул.Интернациональная, д. 37 и г.Тамбов, проезд Новый, д.1.

Объединенные клиентские службы с 2023 года будут вести прием по следующему графику: в понедельник, вторник, среду и четверг - с 8.30 до 17.30, в пятницу - 8.30 до 16.30.

Назначение, выплата и доставка пенсий, социальных пособий, прием граждан, оказание других государственных услуг будет осуществляться без изменений в обычном режиме.

За получением услуг граждане также могут обратиться в Фонд в электронном виде через Единый портал госуслуг или лично через МФЦ.

 

- Пенсионный фонд в последние годы, как мы знаем, активно внедряет в свою работу цифровые сервисы. Объединение стало возможным, в том числе, за счет масштабной работы по автоматизации многих процессов. Каковы результаты этой работы на данный момент и дальнейшие планы в развитии этого направления? Что еще планируется внедрить в объединенном фонде?

Благодаря современным технологиям мы активно переходим от заявительного порядка предоставления услуг к проактивному (беззаявительному). Сейчас мы реализуем это при беззаявительном назначении разного рода доплат к пенсии, например федеральной социальной доплаты, и дистанционном выборе способа доставки. Всего порядка 60 электронных сервисов ПФР переведены в цифровой формат. Более 70% заявлений на оказание услуг мы получаем в электронном виде, включая назначение пенсии и материнский капитал. Это направление будет только расширяться.

 

- Наши слушатели наверняка захотят уточнить, что значит беззаявительное предоставление услуг, о котором вы говорили? И о каких услугах идет речь?

Беззаявительно – это значит, что человеку предоставляют услугу на основании сведений в государственных реестрах и информационных системах, а потом информируют о ее оказании через «Личный кабинет» на Едином портале госуслуг и на сайте ПФР, через электронную почту.

На сегодняшний день Пенсионный фонд беззаявительно предоставляет следующие услуги: оформление сертификатов на материнский капитал, СНИЛС на детей, родившихся с 15 июля 2020 года, назначение ежемесячной денежной выплаты инвалидам и детям-инвалидам, ведется информирование о размере будущей пенсии, о мерах поддержки, которые доступны гражданину при рождении ребенка, установлении инвалидности и наступлении пенсионного возраста. Беззаявительно назначаются страховая и социальная пенсии по инвалидности, федеральная социальная доплата к пенсии.

 

- Продолжая тему проактивных сервисов, хочу спросить вот о чем - с 2022 года ПФР проактивно информирует граждан 40 и 45 лет о состоянии пенсионного счета и накопленного стажа. Сколько тамбовчан уже получили такие уведомления?

— В этом году мы действительно начали проактивно информировать россиян о размере сформированной пенсии и условиях, при которых она назначается. На данный момент уведомление уже получили больше 8 млн. граждан (более 100 тыс. из которых проживает в Тамбовской области) — мужчин от 45 лет и женщин от 40 лет. Информация приходит в «Личный кабинет» на Едином портале госуслуг. По ней можно увидеть накопленные на текущий момент пенсионные права, включая стаж и коэффициенты, и, самое главное, размер пенсии, рассчитанный по этим параметрам.

Благодаря таким данным у граждан есть возможность заранее оценить свои пенсионные права.

 

— В уходящем году появилась новая мера поддержки для малообеспеченных семей — выплата на детей от 8 до 17 лет. Сколько тамбовских семей уже получили такие выплаты? Какова общая сумма перечисленных средств?

В Тамбовской области на сегодняшний день одобрено 21 тыс. обращений о предоставлении выплат семьям с детьми в возрасте от 8 до 17 лет. Сумма выплаченных средств составляет 1,7 млрд. рублей.

Напомним, что выплата назначается малообеспеченным семьям с учетом их нуждаемости, то есть оцениваются доходы и имущество семьи. Оформить пособие на детей родители могут в том случае, если средний доход в семье меньше прожиточного минимума в регионе. По уровню дохода определяется не только право на пособие, но и то, в каком размере оно предоставляется. При оценке доходов учитывается не только заработная плата, но и премии, авторские гонорары, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия, алименты, стипендии, доходы от вкладов в кредитных учреждениях, продажи имущества и т.д. Также оценивается имеющееся у семьи движимое и недвижимое имущество.

 

— Предложенным премьер-министром нововведением с 2023 года станет пособие нуждающимся семьям с детьми. Как оно будет назначаться? Каких семей коснется?

Недавно Минтруд России представил на общественное обсуждение правила назначения единого пособия на детей для семей с низкими доходами. Проект постановления разработан в связи с поручением Президента РФ о выстраивании целостной системы поддержки семей с детьми и принятием законопроекта о введении с 1 января 2023 года ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Выплаты будут назначаться по таким же правилам, как сегодня выплачиваются пособия для семей с детьми в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет.

Единое пособие будет назначаться семьям с доходом менее одного регионального прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости. Выплаты смогут получать беременные женщины, вставшие на учет в ранние сроки, и родители детей от рождения до их 17-летия.

Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума на детей, если выплата назначается на ребенка от 0 до 17 лет.

Если выплата назначается женщине, вставшей на учет по беременности в ранние сроки, то пособие рассчитывается исходя из регионального прожиточного минимума трудоспособного гражданина и также составляет 50, 75 или 100% этой величины. Сейчас будущие мамы получают только 50% прожиточного минимума.

Если в семье несколько детей в возрасте до 17 лет, пособие назначается на каждого ребенка, указанного в заявлении родителей.

При назначении пособия учитываются имущественная обеспеченность семьи и занятость родителя. Пособие назначается в том случае, если взрослые члены семьи имеют заработок или объективные причины для его отсутствия.

Более подробную информацию по данному пособию мы сможем предоставить после того, как будут рассмотрены и приняты все необходимые для этого нормативно-правовые акты.

 

- Вернемся к объединению ПФР и ФСС. Как будет организована работа Единого контакт-центра взаимодействия с гражданами. Что в итоге должно получиться?

Единый контакт-центр запущен в рамках проекта «социальное казначейство». По телефону 8-800-6000-000 и в онлайн-чате можно уточнить информацию по всем вопросам, касающимся мер социальной поддержки. На первой линии на обращения отвечает виртуальный помощник. Он помогает получить информацию по самым популярным типовым запросам. Например, о том, как воспользоваться материнским капиталом, получить СНИЛС или сменить способ доставки пенсии. Если нужна более детальная информация, виртуальный помощник переводит вызов на вторую линию, где диалог продолжает сотрудник центра. Для более подробных консультаций предусмотрена третья линия. Оператор идентифицирует личность обратившегося, после чего предоставляет интересующую информацию.

Контакт-центр – единая система ведомств социального блока, в которую помимо Пенсионного фонда входят Минтруд, Фонд социального страхования, учреждения медико-социальной экспертизы и Роструд. Список участников ЕКЦ постоянно расширяется.

 

— Может ли повышение предельной базы для начисления страховых взносов увеличить размер пенсии?

Со следующего года вводится единый тариф взносов и единая база для уплаты взносов на пенсионное и социальное страхование. Раньше у ПФР она была повыше, у ФСС — пониже. Это тоже даст рост выплат, поскольку за счет более высокой базы станут больше некоторые выплаты, например больничные. Право на них теперь также получат работающие по гражданско-правовому договору. В пенсионном страховании так было и раньше, а социальному страхованию подлежали только те, кто работал по трудовому договору. Поэтому, например, работники на ГПХ не могли получить выплату за декретный отпуск. Теперь будет единый круг застрахованных и единая сумма для начисления взносов. Это, безусловно, положительный момент для граждан.

 

— Одним из достижений Пенсионного фонда в последнее время стало избавление от очередей в клиентских службах. Как удалось этого достичь, и нет ли риска, что в объединенном фонде вновь появятся очереди?

— Достигали мы такого результата обычными для современного мира методами, в основном за счет онлайн-обслуживания. В период пандемии, например, действовал специальный порядок, и мы даже по телефону принимали обращения. Идентифицировали человека по кодовому слову, после чего операторы могли регистрировать заявление на выплаты.

В целом мы достаточно давно развиваем дистанционное обслуживание и электронные сервисы. В результате практически за всеми основными выплатами фонда можно обратиться удаленно. В то же время мы не ограничиваем личные обращения. Объединенный фонд — социально ориентированная организация. Кому удобно — пользуется электронными сервисами, кто хочет прийти — приходит лично. И мы стараемся сделать такой визит максимально быстрым и комфортным.

Также стоит помнить, что мы предоставляем большинство услуг в экстерриториальном формате, без привязки к месту жительства человека. И стараемся оказывать услуги комплексно, предлагая получить сразу все выплаты, на которые человек имеет право по своему статусу — пенсионера, инвалида, родителя, — а не только выплаты, за которыми он обратился. Весь этот наработанный опыт поможет нам организовывать обслуживание и после объединения фондов.

 

— Недавно президент Росии Владимир Путин подписал указ, согласно которому маткапиталом теперь можно оплачивать детские сады, зарегистрированные на ИП. Пока неясно насколько будет востребована эта мера у нас в регионе. Я же хочу спросить о другом - сколько тамбовских семей получили маткапитал за время действия программы и на что его в основном используют?

— По нашим данным, в Тамбовской области за период действия программы использовали средства материнского капитала 67 тыс. семей.

Чаще всего родители используют материнский капитал на покупку и строительство жилья. С момента старта программы мы приняли свыше 50 тыс. таких заявлений, это 75% всех распоряжений.

Далее идет ежемесячная выплата на второго ребенка. Сейчас мы платим ее на 10 тыс. детей, на третьем месте - обучение детей, на это направление материнский капитал использовали более 6 тыс. семей.

Необходимо отметить, что постоянно совершенствуется процесс распоряжения средствами материнского капитала.

Например, с апреля 2020 года подать заявление на приобретение жилья в кредит (ипотеку) с использованием материнского капитала стало возможно непосредственно в банке, в котором открывается кредит. Заявления и необходимые документы банки передают в Отделение ПФР по электронным каналам связи, что позволяет ускорить распоряжение материнским капиталом.

Кроме того, два года назад Пенсионный фонд упростил распоряжение материнским капиталом на обучение. С сентября 2020 года мы начали заключать соглашения с вузами, колледжами и дошкольными учреждениями, чтобы запрашивать у них данные по договорам на обучение. В итоге большинству родителей не пришлось самим представлять эти документы в Пенсионный фонд.

К этому учебному году расширены возможности материнского капитала за счет оплаты услуг индивидуальных предпринимателей. Родители теперь могут спокойно использовать средства, чтобы оплатить частные детские сады и кружки, организованные индивидуальными предпринимателями. Или оплатить обучение у репетитора и воспользоваться услугами агентств, осуществляющих присмотр и уход за детьми. Главное условие во всех перечисленных случаях — наличие у ИП лицензии Рособрнадзора на образовательную деятельность. Эту информацию специалисты Пенсионного фонда проверяют самостоятельно, так же как и регистрацию предпринимателя в ФНС. Поэтому для родителей распоряжение средствами довольно простое — надо только подать заявление и приложить к нему договор на оказание платных услуг.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ