В 2020 году на смену традиционным бумажным трудовым книжкам должны прийти электронные. Соответствующий законопроект разработан Минтрудом РФ в рамках федеральной программы «Цифровая экономика РФ». Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2020 года и затронет интересы всех работающих граждан. Законопроект предусматривает, что с 1 января 2021 года сведения о трудовой деятельности работников будут вестись только в электронном виде, за исключением работников, подавших заявление о ведении трудовых книжек на бумажном носителе.
Когда введут
Предполагается, что в 2019 году будут внесены необходимые изменения в законодательство и решены технические вопросы, а уже с 1 января 2020-го работодатели начнут передавать сведения о трудовой деятельности работника (о выполняемой работе и должности, переводах на другую постоянную работу, об увольнении) в информационную систему Пенсионного фонда России в электронном виде.
Как часто придется подавать электронные сведения
Данные о работнике понадобится направлять в ПФР ежемесячно. Информацию о приеме или увольнении с 2021 года нужно будет сообщать не позднее следующего рабочего дня после издания соответствующего приказа.
С 2020 года планируется ввести административную ответственность для должностных лиц, которые неоднократно в календарном году нарушали сроки подачи сведений либо направляли неполную или искаженную информацию.
Как будет выглядеть электронная трудовая книжка
Трудовой книжки в физическом смысле не будет, она будет виртуальной.
Можно оставить бумажную книжку?
Да, те, кто не доверяет виртуальной реальности, могут оставить бумажный вариант. Если работник захочет, то новые сведения о трудовой деятельности кадровики должны будут вписывать и в его бумажную трудовую книжку. Будет дублировать электронные записи.
Плюсы электронных трудовых книжек
Легко восстановить
Потеря бумажной трудовой книжки — реальная трагедия. Особенно если речь идет о стаже до 2003 года, до создания в ПФР системы персонифицированного учета, который предоставляет наиболее точную информацию о периодах трудовой деятельности человека. Единственное спасение — нотариально заверенная копия. Если ее нет, придется ходить по организациям, где работал, восстанавливать по крупицам трудовую биографию. И часто бывает так, что нет уже тех организаций, где человек трудился 20-15 лет назад. И чтобы подтвердить свой стаж, не потерять годы трудовой деятельности, нужно обращаться в архивы. И здесь дорог каждый год, каждый день вашего стажа. Ведь стаж напрямую влияет на размер пенсии и на дату вашего выхода на пенсию.
С электронной трудовой книжкой – намного проще. Все сведения сохраняются в специальной базе ПФР. Электронный вариант — более надежный способ хранения данных. Как минимум исключается возможность утери бумажной книжки, плюс, как правило, для хранения электронного документооборота создаются резервные копии. Страницы в электронной трудовой не истреплются, чернила не размоются и не выцветут.
Защищает Ваши пенсионные права и будущую пенсию
Благодаря электронной трудовой книжке работник может быть абсолютно уверен, что работодатель добросовестно производит за сотрудников отчисления в Пенсионный фонд, и они будут учтены в будущем при его выходе на заслуженный отдых. Сведения от работодателя будут формироваться автоматически. Работник в любой момент может запросить из ПФР сведения о своей трудовой деятельности в режиме реального времени и проверить их правильность. Благодаря электронным книжкам будут учтены все периоды трудовой деятельности.
Электронная трудовая книжка позволит выявить недобросовестных работодателей, которые платят «серую» зарплату и не делают отчислений на пенсию своих работников. Детальная информация о работнике, его должности, зарплате, уплачиваемых налогах и о взносах в ПФР поможет вывести из тени недобросовестных работодателей. Сейчас вычислить такого горе-работодателя – сложно, это можно сделать только в ходе специальных проверок. Оперативный доступ к информации получат не только работники и работодатели, но и государственные органы, а также суды.
Экономит время
Сотрудники отдела кадров мгновенно получат сведения о трудовой деятельности соискателя при приеме на работу. При обращении за государственными и муниципальными услугами человек освобождается от обязанности предоставлять сведения о трудовой деятельности. Не нужно будет бегать со своими трудовыми документами или их заверенными копиями из одного ведомства в другое. Заинтересованные структуры и без работника смогут посмотреть всю нужную информацию о нем.
Меньше волокиты будет и при оформлении перехода с одной работы на другую, и при приеме на удаленную работу.
Ускорится и внесение записей. Сейчас они делаются вручную. Помарки, исправления — крайне нежелательны. В электронной системе будет применяться автоматизированное применение стандартных формулировок — например, «уволен по собственному желанию».