Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его исполнительные органы уполномочены в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществлять контроль за соблюдением порядка выдачи, продления, оформления, учёта и хранения, листков нетрудоспособности.
Данный контроль проводится на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Приказа Минздрава России от 23.11.2021 № 1089н «Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации», Приказа Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.2004 № 18/29 «Инструкция о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения».
Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации проводятся проверки медицинских организаций Воронежской области, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе работ и услуг по экспертизе временной нетрудоспособности.
Уполномочены на проведение проверок сотрудники отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и филиалов.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 23.11.2021 № 1090н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности», проверки проводятся по месту оказания медицинской помощи лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим выдачу листков нетрудоспособности.
В ходе проверки должностным лицам территориальных органов Фонда, уполномоченным на проведение проверки, должны быть представлены следующие документы:
- книги получения и распределения бланков листков нетрудоспособности медицинской организацией,
- книги учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности,
- акты об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности,
- акты об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности,
- корешки бланков листков нетрудоспособности;
- журнал учета клинико-экспертной работы лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности;
- медицинские карты амбулаторных больных, содержащие записи, подтверждающие выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности;
- истории болезни стационарных больных и другая медицинская документация, содержащие записи, подтверждающие выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности,
- протоколы заседания врачебной комиссии,
- приказы руководителя медицинской организации, регламентирующие вопросы организации проведения экспертизы временной нетрудоспособности, включая приказы о создании врачебной комиссии.
Согласно Приказу № 1090н, различают два типа проверок: плановые и внеплановые.
Плановые проверки медицинских организаций проводятся в соответствии с планом-графиком, утвержденным управляющим региональным отделением Фонда (см. приложение). Периодичность плановых проверок не чаще, чем один раз в год, но не реже, чем один раз в три года в отношении одной медицинской организации, осуществляющей выдачу листков нетрудоспособности. При плановой проверке в обязательном порядке проверяются все случаи первичной выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам за прошедшее время, случаи выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам единовременно продолжительностью более 15 календарных дней, случаи выдачи (формирования) листков нетрудоспособности при направлении граждан по решению врачебной комиссии медицинской организации на медико-социальную экспертизу и на лечение в санаторно-курортную организацию, случаи замены листков нетрудоспособности на дубликат либо замены документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей. Остальные случаи выдачи (формирования) листков нетрудоспособности гражданам проверяются путем случайной выборки.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения граждан, в отношении которых были выданы (сформированы) листки нетрудоспособности, а также обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих страхователями по отношению к гражданам, которым были выданы (сформированы) или продлены листки нетрудоспособности, заявивших о действиях (бездействиях) медицинских работников (должностных лиц) медицинской организации, связанных с нарушением установленного Порядка.
По результатам проверки должностными лицами регионального отделения Фонда, уполномоченными на проведение проверки, составляется акт о проведении плановой или внеплановой проверки в 2 экземплярах. Если никаких нарушений при проведении проверки не выявлено, то на этом проверка заканчивается.
В случае, если обнаружены нарушения Порядка, специалисты Фонда предъявляют финансовую претензию к медицинской организации о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно продленным листкам нетрудоспособности.
Проверка организации учета и хранения бланков листков нетрудоспособности в медицинских организациях проводится в рамках плановой проверки.
План проверок медицинских организаций на 2025 год