В день памяти и скорби, 22 июня мы чтим память обо всех, на чью долю выпали испытания Великой Отечественной войны. Хотим с вами поделиться немного эпохой того времени, кусочком той страшной истории которую хранит этот пожелтевший фрагмент бумаги.
На нём обращение Иосифа Сталина к советскому народу о начале войны, которое прозвучало по радио 3 июля 1941 года. Текст выступления был напечатан в газете, а позднее выпускался отдельно в виде брошюры. Именно она и была найдена в закрытом пенсионном деле нашего земляка, участника Великой Отечественной войны Петра Деонисовича Федурина.
Брошюра не просто так подшита в пенсионное дело, на её обороте от руки написана справка, датированная 1942 годом, о размере заработной платы Петра Деонисовича.
Использование в официальном делопроизводстве, в том числе пенсионном, различных видов макулатуры (старых газет, этикеток, агитационных листовок и т.п.) в период войны и в первые годы после неё было обычной практикой. Ещё бы: промышленные мощности были максимально переориентированы на нужды фронта. Кроме того, нитроцеллюлоза, служившая для получения пороха, также производилась из древесины. Поэтому каждый клочок бумаги в качестве практически единственного доступного носителя информации бережно сохранялся и использовался.
Кстати, тот факт, что Сталин не обратился к народу немедленно после начала войны, а только на двенадцатый день, сразу вызвал у многих недоумение. Распространено мнение, что Сталин в начальный период войны постоянно или в течение длительного периода пребывал в подавленном состоянии или в прострации. По воспоминаниям Молотова, Сталин не хотел высказывать свою позицию немедленно, в условиях, когда ещё мало что было понятно.
Тем не менее, вспоминая о силе воздействия речи Сталина 3 июля 1941 года на советских людей, поэт и писатель С. В. Михалков сказал: «Хотим мы сегодня признать или не хотим, но ведь именно его речь, начавшаяся словами «Братья и сёстры!», в сорок первом вызвала невиданный энтузиазм у людей самых разных возрастов. Они пошли на призывные пункты добровольцами. Вера в слово – огромная вера, если произносит его авторитетный человек».
Пенсионное дело хранит лишь официальные справки и документы, но внимательно изучив их, можно рассказать не только о судьбе человека, но и целой эпохи в которой он жил. Что же хранится за пожелтевшими страницами пенсионного дела Петра Федурина?
19 летним парнем Пётр попал на фронт в октябре 1941 года, а в сентябре 1942 года получил тяжёлое ранение осколком авиабомбы в бедро, утратил возможность передвигаться самостоятельно и был демобилизован. Государство не оставило участника войны без средств существования и уже с ноября 1942 г. Пётр получал пенсию по инвалидности и продолжил трудиться на благо родины. Но тяжёлое ранение не прошло бесследно, ногу пришлось ампутировать. Общий трудовой стаж ветерана составил 35 лет. Есть отметки в пенсионном деле о бесплатных путёвках в санатории в Сочи и Уссури, а также о двух бесплатно выданных автомобилях «Запорожец» в 1975 г. и в 1982 г.