В 2020 году Пенсионный фонд России отмечает 30-летний юбилей. С созданием фонда в России появился принципиально новый механизм по формированию доходной части для финансирования пенсионных выплат.
В конце 80-х годов существовавшая система государственного пенсионного обеспечения, созданная в советские времена, исчерпала свой потенциал. Возникли серьезные проблемы из-за огромного дефицита бюджета государства, что создавало предпосылки задержки пенсионных выплат. Было принято решение обеспечить финансирование пенсионных выплат за счет введения дополнительных тарифов страховых платежей для работодателей и предпринимателей. Эти средства были выделены из федерального бюджета в государственный внебюджетный фонд.
«Для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР образовать Пенсионный фонд РСФСР, денежные средства которого не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат». С этих слов начинается Постановление Верховного Совета РСФСР «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» от 22 декабря 1990 года. И с них начинается его история: долгий, сложный путь ведомства, стоящего на страже интересов одной из самых уязвимых категорий населения – пенсионеров.
Этот путь берет начало в трудное для нашей страны время – страну сотрясали большие перемены, которые продлились целое десятилетие, вошедшее в историю под названием «лихие 90-е».
В течение ближайших месяцев отделения фонда были образованы во всех регионах страны. В Еврейской автономной области Отделение было создано 5 мая 1991 года. Первым управляющим Отделением стал Александр Викторович Назаренко.
Для организации работы по сбору и аккумулированию страховых платежей в органах Пенсионного фонда был создан отдел координации деятельности уполномоченных. Главной задачей стало повышение эффективности работы по сбору страховых взносов, недопущению образования и роста задолженности. Кроме того, в обязанности отдела входило выявление, регистрация и учет плательщиков страховых взносов, получение в установленные законом сроки отчетности, начисление пеней и т.д.
С этой задачей Пенсионный фонд справлялся весьма успешно, что позволяло не только своевременно и в полном объеме финансировать выплату пенсий, но и обеспечивать финансовую основу для их заметного увеличения.
Заместитель управляющего областным Отделением Светлана Паршакина вспоминает это время так: «Свою работу Отделение начинало в количестве трех человек – управляющий, экономист и уполномоченный на 15 квадратных метрах в бывшем здании облисполкома (ныне Правительство ЕАО). Рабочий стол, стул и шариковая ручка были основными предметами труда». Пенсионные дела находились в помещениях, где велся прием. Подсчет стажа, заработка и размера пенсии производился на счетах. Абсолютно все документы до 1994 года специалисты заполняли вручную. Базой данных являлись алфавитные книги учета получателей пенсий и пособий, где содержался список всех получателей пенсий на территории города или района.
Одна из таких книг хранится в Музее истории пенсии России, созданном специалистами Отделения в 2008 году. Огромный, пожелтевший фолиант неизменно привлекает внимание всех посетителей. Хрупкие, шелково-мягкие страницы сладковато-терпко пахнут старой бумагой. На обороте к ним подклеены страницы школьному расписания – чтобы укрепить и сберечь от разрушения. На каждой – алфавитный список имен пенсионеров с указанием мест их проживания.
Первые компьютеры в Отделении появились в 1992 году. Управляющий Александр Назаренко купил их на свой страх и риск вопреки разрешению Пенсионного фонда. Однако уже через несколько месяцев начинается активное компьютерное оснащение рабочих мест сотрудников.
Сегодня же бумажные носители постепенно уходят в прошлое, их заменяют электронные. 10 лет назад в России был запущен виртуальный проект федеральных властей – портал госуслуг, благодаря которому электронные услуги различных ведомств вошли в повседневную жизнь россиян. И сегодня это направление продолжает бурно развиваться и совершенствоваться в нашей стране. Сегодня на портале www.gosuslugi.ru Пенсионный фонд России предоставляет 25 различных услуг. Пользователь может подать заявление о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии. Молодые мамы могут подать заявление на получение сертификата на материнский капитал, а сервис «Пенсионный калькулятор» поможет будущим пенсионерам рассчитать примерный размер будущей пенсии. И это лишь малая часть услуг, предоставляемых ПФР на портале. Еще больше возможностей открывается для пользователей в «Личном кабинете гражданина» на официальном сайте ПФР, где доступно 57 услуг в электронном виде.