Сообщение о жизненной ситуации
В случае, если страхователю в течение 3-х дней с даты закрытия листка нетрудоспособности или начала страхового случая не поступил проактивный запрос, он может направить через спец. оператора в СФР сообщение о жизненной ситуации, тем самым инициировать начало работы проактивного процесса.
Вид пособия |
Отправка сообщения о жизненной ситуации |
ВН |
Данные по ЭЛН не поступили автоматически. |
БИР |
Данные по ЭЛН не поступили автоматически. |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
Сведения о рождении не поступили автоматически (например, по данным персонифицированного учета отсутствуют сведения трудоустройстве). |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
Только в инициативном порядке. Автоматически запрос не формируется. |
ВАЖНО!
По всем вопросам касательно технической возможности отправки сообщения о жизненной ситуации необходимо обращаться в техподдержку своего спец. оператора (при подключении страхователя к СЭДО).
Если страхователь в 3-х дневный срок не ответил на проактивный запрос от СФР и кнопка «отправить» не активна, то необходимо направить информацию о жизненной ситуации. Таким образом, будет инициирована повторная отправка проактивного запроса.
Сроки ответа на Проактивный запрос/Извещение
Сбор данных для формирования предзаполненных сведений |
3 календарных дня (сроки заложены в технической части работы проактивного процесса) |
Работодатель осуществляет обработку запроса недостающих сведений для проактивной выплаты страхового обеспечения (100 тип сообщения) |
3 рабочих дня (постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 п.22) Исключение: По единовременному пособию при рождении ребенка - 2 рабочих дня (постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 п.32). Примечание: Если работодатель не ответил в течение 3 рабочих дней на проактивный запрос, то СФР через 3 рабочих дня в электронной форме направляет информацию об этом и уведомление о необходимости представления таких сведений (ПП 2010 п.23). Информация о том, что сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, страхователем не представлены, направляется также в личный кабинет застрахованного лица на едином портале (постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 п.23 (1). |
Выплата от СФР после получения всех необходимых сведений |
10 рабочих дней с даты поступления всех необходимых сведений (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ ст.15) |
СФР выставляет извещение в случае предоставления сведений не в полном объеме |
5 рабочих дней со дня получения сведений и документов от страхователя извещение вручается под расписку либо направляется в электронной форме или по почте заказным письмом и ЛК получателя услуг (лицу, добровольно вступившему в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, если сведения страховщику были направлены с использованием единого портала) (постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 п.10) |
Работодатель подтверждает получение извещения через СЭДО |
3 рабочих дня на подтверждение через СЭДО Примечание: Если работодатель не подтвердил в течение 3 рабочих дней получение извещения, то СФР в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подтверждения направляет извещение по почте заказным письмом. Оно считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты отправки (постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 п.10) |
Работодатель отвечает на извещение |
5 рабочих дней со дня получения извещения (постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 п.10) |
Работодатель инициирует проактивный запрос после получения сведений от застрахованного |
3 рабочих дня (постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 п.32(2)) по единовременному пособию при рождении ребенка 3 рабочих дня (постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 п.35) по ежемесячному пособию по уходу ребенком |
Не поступает Проактивный запрос
На основании листка нетрудоспособности, сформированного медицинской организацией и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией (далее – ЭЛН), в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 СФР в автоматическом режиме идентифицирует работника (по СНИЛС и ФИО) и его работодателя на основании данных персонифицированного учета. В случае, если в результате запроса трудоустройство работника не подтверждается, проактивный процесс закрывается.
Ошибки, возникающие при идентификации работника:
Причины |
Порядок действий |
«Не найден страхователь» или «Страхователь, направивший сообщение о жизненном событии не найден в списке страхователей застрахованного лица» |
|
Расхождение в написании фамилии, имени, отчества в ЭЛН и данных персонифицированного учета. |
Провести проверку соответствия персональных данных работника (в том числе в случае смены фамилии в связи с вступлением в брак): 1. В документе, удостоверяющем личность, и в форме АДИ-РЕГ. При выявлении расхождений в кратчайшие сроки подать форму АДВ-2 «Заявление об изменении анкетных данных зарегистрированного лица, содержащихся в индивидуальном лицевом счете». 2. В форме АДИ-РЕГ и в сведениях, указанных в ЭЛН. При выявлении расхождений сообщить работнику о необходимости обратиться в медицинскую организацию за получением дубликата ЭЛН с корректными данными. |
Некорректные записи о кадровом мероприятии (прием, перевод, увольнение), направленные в ОСФР. Например: - отсутствуют сведения о приеме на работу сотрудника; - вместо сведений о переводе на иную должность предоставлены сведения об увольнении. |
Провести проверку: 1. Сведений о кадровых мероприятиях по формам СЗВ-ТД (применяемой до 31.12.2022) или ЕФС-1 в отношении работника (в том числе по типу занятости: основное место работы или по совместительству), 2. Наличия протокола приема отчетности. При выявлении ошибок – в кратчайшие сроки направить верные данные, произведя отмену некорректного кадрового мероприятия. |
Проактивный запрос при работе по совместительству
Если на дату начала страхового случая (периода нетрудоспособности) по сведениям СФР работник состоит в трудовых отношениях с несколькими организациями, то поступающие в адрес страхователя запросы недостающих сведений (сообщение 100) будут содержать информацию:
- о наличии других мест работы застрахованного лица;
- о методе назначения пособия (в соответствии с частями 2, 3, 4 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ и с учетом наиболее выгодного для застрахованного лица варианта расчета пособия), который определяется системой СФР автоматически и корректировке страхователем НЕ ПОДЛЕЖИТ;
Метод 1: Назначение пособия по НЕСКОЛЬКИМ страхователям (ч.2, 4 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ) Запросы направляются всем страхователям, заработок указывается по каждому страхователю отдельно (не суммируется!) |
Метод 2: Назначение пособия по ОДНОМУ страхователю (ч.3, 4 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ) Запросы направляются всем страхователям, заработок указывается общей суммой по ВСЕМ страхователям за расчетный период. Подтверждающий ответ на входящий запрос одного из страхователей БЛОКИРУЕТ возможность направления ответов остальными страхователями (им поступят соответствующие уведомления). Таким образом, исключается возможность назначения пособия по нескольким страхователям. |
ДЕЙСТВИЯ СТРАХОВАТЕЛЯ: |
|
Направить ответ (сообщение 101) на входящий запрос БЕЗ КОРРЕКТИРОВКИ СУММ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА!
|
1. Удостовериться, что застрахованное лицо выбрало именно данного страхователя, а не другого страхователя для назначения пособия. 2. Направить ответ (сообщение 101) на входящий запрос БЕЗ КОРРЕКТИРОВКИ СУММ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА! |
Замена лет через Проактивный запрос
При наличии заявления и подтверждения права работника на замену лет расчетного периода страхователю необходимо:
ШАГ 1: В ответе на полученный проактивный запрос СФР самостоятельно изменить годы расчетного периода и направить ответ (сообщение 101).
После успешной отправки страхователем ответа автоматически формируется новый проактивный подпроцесс, и страхователю направляется сообщение о закрытии первичного (родительского) процесса и открытии подпроцесса.
ШАГ 2: После получения нового проактивного запроса сведений с учетом замены лет и суммой заработка за эти годы страхователю необходимо направить ответ (сообщение 101).
ВАЖНО!
В случае замены лет на годы ранее 2019-го в новом проактивном запросе возможен некорректный (задвоенный) заработок за эти годы. Страхователю необходимо обратиться в ОСФР по месту регистрации.
ЭЛН по несчастному случаю на производстве (профессиональному заболеванию)
Если экспертиза страхового случая проведена и случай признан страховым до закрытия листка нетрудоспособности (статус листка 30), то после закрытия медицинской организацией листка нетрудоспособности страхователю будет направлен проактивный запрос недостающих сведений (сообщение 100) с бенефитом 6.
В случае, если экспертиза страхового случая не проведена, то после закрытия листка нетрудоспособности страхователю направляется проактивный запрос сведений для назначения и выплаты пособия (сообщение 100) с бенефитом 1. На данный запрос необходимо направить ответ в общем порядке (согласно ч.1 ст. 14.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ первые три дня нетрудоспособности оплачиваются за счет работодателя).
После признания несчастного случая страховым:
- Для оплаты вновь сформированных ЭЛН – продолжений по данному страховому случаю страхователю необходимо:
- Инициировать новый проактивный запрос, направив информацию о жизненном событии (сообщение 109) с признаком перерасчет, указав «Вид нетрудоспособности» - «Несчастный случай на производстве» (бенефит 6);
- Далее, на основании информации о жизненном событии поступит новый проактивный запрос (сообщение 100) с указанием верного вида пособия (несчастный случай) и реквизиты акта Н-1. После проверки корректировки сведений следует ответить на запрос (сообщение101).
- Для оплаты вновь выданных больничных листов – продолжений по данному страховому случаю страхователю необходимо:
Ситуация 1. При поступлении проактивного запроса (сообщения 100) с верным видом пособия (несчастный случай) и реквизитами акта Н-1:
После проверки сведений необходимо ответить на запрос (сообщение 100).
Ситуация 2. При поступлении проактивного запроса (сообщения 100) для выплаты пособия (заболевание или травма):
- Необходимо направить ответ (сообщение 101) - «не требует оплаты». Проактивный процесс должен быть закрыт;
- Связаться с отделением СФР и проинформировать о технических трудностях (возможна ситуация, что листок нетрудоспособности не отражен в ФК Страховой случай);
- Инициировать новый проактивный запрос, направив информацию о жизненном событии (сообщение 109) без признака перерасчет, указав «Вид нетрудоспособности» - «Несчастный случай на производстве»;
- На основании информации о жизненном событии поступит новый проактивный запрос (сообщение 100), с указанием верного вида пособия (несчастный случай) и реквизитами акта Н-1. После проверки, корректировки сведений следует ответить на запрос (сообщение 101).
Данный порядок работы не требует предоставления документов на выплату пособий по НС на бумажном носителе (не относится к случаям предоставления документов в рамках расследования несчастного случая!!!).