1. Договор между Российский Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года[1], вступивший в силу 21 октября 2022 года, основан на пропорциональном принципе и предусматривает назначение и выплату пенсий каждой Договаривающейся Стороной за страховой стаж, приобретенный на ее территории, согласно положениям Договора и законодательства договаривающихся Сторон.
  2. Предметом Договора для Российской Федерации являются, в частности страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, страховые пенсии по случаю потери кормильца, фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, накопительная пенсия и выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии, социальное пособие на погребение.
  3. Право на пенсионное обеспечение в соответствии с Договором имеют граждане Договаривающихся Сторон и члены их семей, подпадающие или подпадавшие под действие законодательства Договаривающихся Сторон; беженцы в рамках статуса беженца, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31 января 1967 г., а также члены их семей, проживающие на территории одной из Договаривающихся Сторон.
  4. При определении права на пенсию в соответствии с Договором по законодательству Российской Федерации учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики[2] (пункт 2 статьи 9 Договора).

Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Российской Федерации (в том числе на территории бывшей РСФСР), требуемого для приобретения права на пенсию недостаточно, во внимание принимается страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики[3], а также третьего государства, с которым у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж. Подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляется по законодательству Российской Федерации.

При этом, в случае определения права на пенсию с учетом суммирования стажа, страховой стаж, совпадающий по времени его приобретения, не учитывается (пункт 5 статьи 9 Договора).

При определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента[4] определяется за периоды стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР. Если величина ИПК не достигает требуемого показателя[5], то дополнительно учитывается величина ИПК, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Таджикистан и бывшей ТССР, а также на территориях третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

При определении права на пенсию по законодательству одной из Договаривающихся Сторон в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях аналогичные периоды работы, приобретенные по законодательству другой Договаривающейся Стороны, не суммируются, но учитываются как периоды страхового стажа на общих основаниях, за исключением периодов работы на территориях бывших РСФСР и ТССР, имевших место до 1 января 1991 года.

В Российской Федерации при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 32 Федерального закона                 № 400-ФЗ, которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР (статья 9 Договора).

  1. Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию (пункт 8 статьи 9 Договора).

При этом следует учитывать, что определение права на страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не зависят от продолжительности страхового стажа, т.е. достаточно одного дня страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР.

  1. При исчислении размера пенсии по законодательству Российской Федерации учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей РСФСР. Периоды, приобретенные на территориях других бывших республик Союза Советских Социалистических Республик[6], а также на территории третьих государств при исчислении размера пенсии не учитываются (пункт 2 статьи 11 Договора).
  2. В случае, если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 11 Договора).

При установлении пенсии по законодательству Российской Федерации гражданам, проживающим на территории Республики Таджикистан, фиксированная выплата к страховой пенсии, а также валоризация пенсионных прав в денежном выражении не устанавливаются (пункт 4 статьи 11 Договора).

  1. Определение права на накопительную пенсию и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также исчисление их размеров производятся согласно законодательству Российской Федерации (статья 10 Договора).
  2. При установлении социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации учитываются пенсии, установленные в соответствии с законодательством Республики Таджикистан (пункт 3 статьи 6 Договора).
  3. Социальные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии неполучения застрахованным лицом (членом его семьи) пенсии по законодательству Республики Таджикистан (пункт 4 статьи 6 Договора).
  4. Выплата назначенной пенсии осуществляется по заявлению застрахованных лиц либо на территории Договаривающейся Стороны, её назначившей, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны (статья 5 Договора).
  5. В случае переезда застрахованного лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания выплата пенсий продолжается Договаривающейся Стороной, их назначившей (пункт 3 статьи 5 Договора). При этом выплата российской пенсии по Договору может осуществляться по выбору застрахованного лица либо на территории Российской Федерации, либо переводиться в Республику Таджикистан (пункт 4 статьи 5 Договора).

При переезде застрахованного лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания выплате не подлежит фиксированная выплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении, доплаты к страховой пенсии, которые согласно законодательству Российской Федерации устанавливаются с учетом места жительства получателя пенсии и (или) члена его семьи, а также сумма пенсии, исчисленная за страховой стаж, учтенный с применением норм международного договора, согласно которому обязательство по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого застрахованное лицо проживает (пункт 5                        статьи 5 Договора).

Исключение составляют случаи переезда застрахованного лица на постоянное место жительства на территорию третьего государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор[7], согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого застрахованное лицо проживает. В этом случае выплата пенсии, установленной по Договору, прекращается.

  1. Пенсии, установленные до вступления в силу Договора, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений Договора. Исключение составляют социальная (федеральная или региональная) доплата к пенсии в Российской Федерации и случаи переезда на постоянное место жительства застрахованного лица, которому до вступления в силу Договора назначена пенсия на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства. В этих случаях производятся пересмотр и перерасчет ранее назначенной пенсии (статья 20 Договора).
  2. Заявление об установлении (выплате) пенсии, поданное согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, считается заявлением, дающим право на установление (выплату) соответствующей пенсии согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны при наличии права на установление (выплату) пенсии по законодательству этой Договаривающейся Стороны (пункт 1 статьи 15 Договора).

При этом заявление и документы, необходимые для реализации Договора, поданные в уполномоченный орган или компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны, признаются поданными в ту же дату в уполномоченный орган или компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны (пункт 2 статьи 15 Договора).

  1. Компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны, выплатившее пенсию в размере, превышающем полагающийся застрахованному лицу размер пенсии, и прекратившее их выплату, может запросить компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны вычесть излишне выплаченную сумму из пенсий, выплачиваемых этой Договаривающейся Стороной, в пределах размеров, установленных ее законодательством (статья 16 Договора).
  2. Лица, имеющие право на получение сумм пенсий, не полученных застрахованным лицом или членом его семьи в связи со смертью, обращаются с заявлением об их выплате и необходимыми документами в компетентное учреждение одной из Договаривающихся Сторон (статья 6 Договора).
  3. В целях установления инвалидности медицинское обследование (медицинское освидетельствование) застрахованных лиц осуществляется в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон по месту их жительства (пункт 1 статьи 14 Договора).

Решения о группе, сроке и причине инвалидности принимаются (в том числе заочно) компетентным учреждением, осуществляющим медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование), той Договаривающейся Стороны, согласно законодательству которой производятся установление и выплата соответствующей пенсии. При этом принимаются во внимание справки и медицинские заключения, выданные в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон (пункт 2 статьи 12 Договора).

  1. Порядок реализации Договора в настоящее время регламентируется проектом административного соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Агентством социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан по применению Договора[8] с использованием формуляров, являющихся приложением к названному проекту.

По вопросам реализации пенсионных прав по Договору застрахованное лицо (член его семьи, представитель) обращается с заявлением о назначении пенсии и необходимыми документами в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны по месту жительства, а в случае его проживания на территории третьего государства – в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны своей гражданской принадлежности, которое в свою очередь, направляет соответствующие формуляры и необходимые для назначения пенсии документы в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны на пенсию от которой застрахованное лицо (член его семьи, представитель) претендует.

Компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, получившее от компетентного учреждения другой Договаривающейся Стороны формуляры и документы после принятия по ним в установленном порядке решения направляет этому компетентному учреждению соответствующий формуляр-уведомление о принятом решении, формуляр о страховом стаже, учтенном при вынесении решения.

Граждане, проживающие в Российской Федерации, по вопросу установления пенсии обращаются в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства.

  1. Право на пенсию в соответствии с Договором возникает с даты вступления его в силу.

[1] Далее – Договор.

[2] Далее – РСФСР.

[3] Далее – ТССР.

[4] Далее – ИПК.

[5] Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

[6] Далее – СССР.

[7] Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г.; Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.; Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении      от 29 июня 1999 г.; Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г.

[8] С учетом позиции Минтруда России при обращении граждан за установлением пенсий по Договору следует руководствоваться проектом административного соглашения до вступления его в силу, а также использовать формуляры, являющиеся приложением к нему. Далее - проект административного соглашения.