С 21 октября 2022 года вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года (далее - Договор), основанный на пропорциональном принципе. Это значит, что каждое государство назначает и выплачивает пенсию за свой страховой стаж, то есть при назначении российской пенсии учитывается стаж работы на территории Российской Федерации и бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее – РСФСР).

Предметом Договора для Российской Федерации являются, в частности, страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, страховые пенсии по случаю потери кормильца, фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, накопительная пенсия и выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии, социальное пособие на погребение (статья 2 Договора).

Чтобы относиться к кругу лиц, на которых распространяется действие Договора, необходимо одновременно отвечать следующим условиям:

- являться гражданином Российской Федерации или Республики Таджикистан;

- проживать на территории России или Таджикистана;

- подпадать под действие законодательства Российской Федерации или Республики Таджикистан, регулирующего отношения, входящие в предмет Договора (статья 3 Договора).

При определении права на российскую пенсию в соответствии с Договором учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, а также на территории РСФСР (пункт 2 статьи 9 Договора).

Если страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации и РСФСР недостаточно, то во внимание принимается страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской ССР, а также на территориях третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (пункт 4 статьи 9 Договора).

При этом, в случае определения права на пенсию с учетом суммирования стажа, страховой стаж, совпадающий по времени его приобретения, не учитывается (пункт 5 статьи 9 Договора).

Следует отметить, что в Российской Федерации с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 г. величины ИПК 30. Необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно - на день установления этой страховой пенсии. Тем самым для назначения страховой пенсии по старости недостаточно только «заработать» страховой стаж, необходимо еще выполнить условие по величине ИПК.

При определении права на российскую пенсию в соответствии с Договором величина ИПК определяется за периоды стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории РСФСР. Если величины ИПК недостаточно для права на пенсию, то дополнительно учитывается величина ИПК, равный единице за один год стажа работы на территории Республики Таджикистан и Таджикской ССР. Иными словами, один год работы в Республике Таджикистан и бывшей Таджикской ССР оценивается в один российский пенсионный коэффициент. При этом один месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год (пункт 6 статьи 9 Договора).

Важно, что ИПК, получившийся из таджикского стажа, может учитываться только при определении права на пенсию, но не ее размера.

Кроме того отмечаем, что если страховой стаж, приобретенный, в частности на территории Российской Федерации и РСФСР, составляет менее 12 месяцев, то российская пенсия не устанавливается (кроме случаев, назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, когда этот страховой стаж дает право на пенсию (пункт 8 статьи 9 Договора).

Так по российскому законодательству страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не зависят от продолжительности страхового стажа, т.е. достаточно одного дня страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР.

При исчислении размера российской пенсии учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР. Периоды, приобретенные на территориях других бывших республик Союза Советских Социалистических Республик, а также на территории третьих государств при исчислении размера пенсии не учитываются (пункт 2 статьи 11 Договора).

Для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, если продолжительность их страхового стажа на территории Российской Федерации и РСФСР составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 11 Договора).

Для лиц, проживающих на территории Республики Таджикистан, при установлении страховой пенсии по законодательству Российской Федерации, фиксированная выплата к страховой пенсии и валоризация пенсионных прав в денежном выражении не устанавливается (пункт 4 статьи 11 Договора).

При установлении социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации учитываются пенсии, установленные в соответствии с законодательством Республики Таджикистан (пункт 3 статьи 6 Договора).

Социальные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии неполучения застрахованным лицом (членом его семьи) пенсии по законодательству Республики Таджикистан (пункт 4 статьи 6 Договора).

Это означает, что по законодательству Российской Федерации социальные пенсии назначаются только при отсутствии у лица, переселившегося с территории Таджикистана на территорию Российской Федерации, права на какой-либо вид пенсии по законодательству Республики Таджикистан.

Выплата пенсии лицу, которому она назначена в рамках Договора, может производиться на основании его заявления двумя способами: либо на территории Договаривающейся Стороны, ее установившей, по ее законодательству, либо путем перевода пенсии на территорию другой Договаривающейся Стороны (статья 5 Договора).

В случае переезда застрахованного лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания выплата пенсий продолжается Договаривающейся Стороной, их назначившей (пункт 3 статьи 5 Договора).

При этом выплата российской пенсии по Договору может осуществляться по выбору застрахованного лица либо на территории Российской Федерации, либо переводиться в Республику Таджикистан (пункт 4 статьи 5 Договора).

При переезде застрахованного лица с территории Российской Федерации на территорию Республики Таджикистан или на территорию третьего государства для проживания выплате не подлежит фиксированная выплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении, доплаты к страховой пенсии, которые согласно законодательству Российской Федерации устанавливаются с учетом места жительства получателя пенсии и (или) члена его семьи, а также сумма пенсии, исчисленная за страховой стаж, учтенный с применением норм международного договора, согласно которому обязательство по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого застрахованное лицо проживает (пункт 5 статьи 5 Договора).

Исключение составляют случаи переезда застрахованного лица на постоянное место жительства на территорию третьего государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор[1], согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого застрахованное лицо проживает. В этом случае выплата пенсии, установленной по Договору, прекращается.


[1] Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г.; Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.; Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.; Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г.