В случае обнаружения застрахованным лицом факта перевода пенсионных накоплений без его согласия из СФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ, застрахованному лицу рекомендуется обратиться в ближайший территориальный орган СФР, либо направить письменное обращение в СФР по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4 стр. 1 или на официальный сайт: www.sfr.gov.ru.
При личном обращении специалисты СФР разъяснят обстоятельства, послужившие основанием для перевода средств пенсионных накоплений в НПФ, предоставят копию заявления и договора об обязательном пенсионном страховании, исходя из которых было принято решение о переводе средств в НПФ.
Письменное обращение рассматривается СФР в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, при этом гражданин уведомляется о продлении срока рассмотрения данного обращения.
Если после получения указанных выше разъяснений и документов застрахованное лицо, считает, что перевод пенсионных накоплений в НПФ осуществлен с нарушением его прав, можно:
- Обратиться в суд с требованием о признании договора об обязательном пенсионном страховании с НПФ недействительным.
- С 11 декабря 2023 года нужно обратиться к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (Финансовому уполномоченному) с требованием о возврате предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средств пенсионных накоплений в связи с незаключением договора об обязательном пенсионном страховании.
Для этого необходимо вначале обратиться в НПФ, в который были переведены пенсионные накопления, с заявлением о восстановлении нарушенного права.
В случае получения от НПФ отказа восстановлении нарушенного права, гражданину необходимо направить в Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного письменное обращение с требованием к НПФ о возврате предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средств пенсионных накоплений в связи с незаключением договора об обязательном пенсионном страховании.
Порядок направления обращения и требования к его оформлению установлены Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
Отказ Финансового уполномоченного в удовлетворении указанного выше требования может быть обжалован в суде.
При удовлетворении Финансовым уполномоченным требования о признании договора не заключенным или удовлетворении судом требования о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным НПФ будет обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица.
СФР вносит изменения в единый реестр застрахованных лиц, в части уточнения действующего страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Одновременно с этим страховщик (СФР или НПФ), которому в соответствии с решением суда возвращены средства пенсионных накоплений, восстанавливает на индивидуальном лицевом счете данного застрахованного лица (на пенсионном счете накопительной пенсии, если формирование накопительной пенсии осуществляется в НПФ) инвестиционный доход, удержанный при досрочном переходе застрахованного лица в НПФ и направленный в резерв по обязательному пенсионному страхованию, а также рассчитывает и отражает на счете застрахованного лица доход, полученный за период нахождения восстанавливаемых средств в резерве.