У нас сегодня 87 миллионов человек трудоспособного возраста, и только 48 миллионов граждан из числа трудоспособного населения платят налоги, причем, чем моложе работники, тем меньший их процент участвует в формировании официальных пенсионных прав, сказала вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам Ольга Голодец на слушаниях в Общественной палате по стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России.
"Положение первое: от пенсионной реформы общество должно выиграть, должен выиграть каждый человек. Этот тезис должен быть очень четким. И если где-то вдруг начинает сбоить система, нам очень важно, чтобы этого не происходило. Вопрос о том, зачем нужна пенсионная реформа, мы уже обсуждали на многих площадках. Сегодня можно в принципе ничего не делать. Ситуация такова, что средний размер пенсии составляет 9700 рублей. Много это или мало? Для Москвы это, безусловно, мало, потому что здесь средняя заработная плата уже подходит к 50 тысячам и коэффициент замещения очень мал. Вместе с тем, у нас много регионов, в которых коэффициент замещения, то есть соотношение пенсии и заработной платы, превышает 60% и где для людей пенсия является значимым источником дохода и, соответственно, жизни.
Сегодня мы ставим задачу постоянного роста пенсий и установление сорокапроцентного порога по отношению к средней заработной плате сегодня и на перспективу. Сделать это довольно сложно. Если мы будем проводить пенсионную реформу, то к 2023-му году средняя пенсия достигнет 24-х тысяч рублей, если не будем проводить, то 14 тысяч рублей, потому что основным вариантом достижения какого-то приемлемого баланса будет отмена индексации.
Следующая тема. На сегодняшний день в пенсионной реформе очень много споров, неудовлетворение вызывает начисление пенсий людям, у которых средняя заработная плата выше средней, а таких становится все больше и больше год от года. Например, мы сейчас ставим задачу до конца года решить проблему приравнивания средней заработной платы педагогов к средней по России, и наши педагоги автоматически переходят в другой разряд по уровню оплаты труда. И все люди, которые начинают получать приемлемую зарплату, достойную зарплату, тут же начинают говорить о достойной пенсии. Здесь возникают две развилки. Мы можем установить повышенный налог, тогда повышенный налог приносил бы другую пенсию. Но мы решили не идти по этому пути. У нас есть порог, после которого возникает регрессия. Этот порог сегодня установлен на уровне 512 тысяч рублей. И мы считаем, что это правильно. Государство должно обеспечивать социально приемлемую, достойную пенсию. Все, что уплачивает человек сверху, все, что зарабатывает человек сверх этой точки отсечения, это принципиальная забота работодателя и человека.
Мы хотим сформировать комфортные условия для развития корпоративной пенсии и частных накоплений. Сегодня у нас корпоративными пенсиями охвачено 7 миллионов человек, и средний размер выплачиваемой корпоративной пенсии составляет полторы тысячи рублей. Мы считаем, что коэффициент замещения по корпоративным пенсиям может достичь 15% от заработка. И мы считаем, что сегодня может быть существенно увеличено число компаний, которые в пользу своих работников начнут формировать дополнительные корпоративные пенсии. Это выбор, можно обсуждать эту развилку. Идти по пути повышения налогового платежа и адекватного увеличения государственной пенсии, или тот вариант, который предложен стратегией: двигаться в сторону корпоративных и дальше частных пенсий для того, чтобы сверх точки отсечения формировались собственные пенсии, собственные пенсионные планы и работодатель вместе с работником мог формировать ту пенсию, которая идет в дополнение к государственной.
Основные параметры изложены в стратегии пенсионной реформы, Но в стратегии обозначены только основные направления реформирования. Очень часто спрашивают, откуда деньги, как преодолеваются в реформе риски, связанные с демографией. К счастью или к сожалению, у нас с вами есть задел даже и по демографии. У нас сегодня 87 миллионов человек находятся в трудоспособном возрасте и только 48 миллионов граждан из числа трудоспособного населения платят налоги. Причем, у нас устойчивая корреляция: чем моложе работники, тем меньший их процент участвует в формировании официальных пенсионных прав. Культура уплаты налогов, привычка уплаты налогов, к сожалению, теряется с каждым поколением. Если поколение ближе к пенсионному возрасту и даже работающие пенсионеры исправно платят налоги и участвуют во всех видах пенсионного налогообложения, то молодежь ведет себя иначе на нашем рынке. Это вопрос для общества. Это даже не вопрос для правительства. Нам нужно поменять менталитет. Нам нужно добиться гражданского согласия. В противном случае та нагрузка, которая сегодня приходится на 48 миллионов наших честных налогоплательщиков, будет кратно возрастать год от года, чего мы не должны допускать.
Следующий момент, о котором мы говорим, это устранение некоторых дефектов внутри системы. Внутри системы заложен дисбаланс. Некоторые категории населения не уплачивают тот налог, который обеспечивает в полном объеме получение пенсии, как в солидарной, распределительной системе. Вот известный пример, он на слуху, самый одиозный пример, связанный с адвокатами и нотариусами. Не самое бедное население нашей страны, но в сравнении с налогом, который выплачивается за наемного работника с его 512-ти тысяч, который составляет 112 тысяч рублей, за нотариусов и адвокатов уплачивается 14300 рублей. И эта сумма не обеспечивает пенсию родителей нотариусов и адвокатов. Сегодня за родителей нотариусов и адвокатов платит все остальное общество: шахтеры, металлурги, все остальные. И сегодня таких разбалансированных позиций, к сожалению, в Пенсионном фонде очень много.
Мы поставили задачу разложить четко всю систему поступлений и выплат. Да, у нас будут категории, которые будут дотироваться. Но каждая дотация должна быть обсуждена обществом, и общество с ней тоже должно согласиться. Мы понимаем, что, например, сельское население вряд ли заработает себе на пенсию. Но мы должны сказать, какова будет тогда доплата за аграрное население, как она будет отражаться в бюджете, за счет каких источников она будет поступать. И мы должны понимать, что это норма, принятая всем обществом".
О Фонде
- О Фонде
- Руководство СФР
- Правление Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
- Совет по вопросам развития социального и пенсионного страхования
- Совет по совершенствованию работы территориальных органов
- Межрегиональный информационный центр Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (МИЦ СФР)
- Законодательство
- Международное сотрудничество
- Публично раскрываемые показатели бюджетной отчетности
- Вакансии
- Государственные услуги
- Центры реабилитации
- Информационные системы, базы и реестры
- Политика СФР в работе с персональными данными
- Результаты проведения специальной оценки условий труда
- Закупки
Гражданам
- Пенсионерам
- Людям с инвалидностью
- Семьям с детьми
- Трудоспособному населению
- Федеральным льготникам
- Электронные сервисы для граждан
- Информация для иностранных граждан
- Пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Социальные выплаты и меры поддержки гражданам
- Материнский (семейный) капитал
- Электронная трудовая книжка
- Электронный листок нетрудоспособности
- Что нужно знать о пенсионной системе
- Добровольное вступление в правоотношения по ОСС
- Добровольное вступление в правоотношения по ОПС
- Единое пособие
- Объединение ПФР и ФСС
- Участникам специальной военной операции и их семьям
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов РФ, работникам некоторых государственных предприятий и членам их семей
- Компенсации добровольцам, получившим вред жизни или здоровью при осуществлении добровольческой деятельности
- Меры поддержки Социального фонда в новых субъектах РФ
- Центры общения старшего поколения
- Новый механизм назначения и выплаты социального пособия на погребение
Страхователям, самозанятым и медицинским организациям
- Сервис для страхователя
- Общая информация для работодателей
- Электронный листок нетрудоспособности
- Субсидии за трудоустройство безработного
- Подтверждение ОВЭД страхователя
- Страховые взносы и тарифы
- Медицинским организациям
- Специальная социальная выплата медицинским работникам
- Правила возмещения страхователям расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, экспертиза для проверки наступления страхового случая
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов РФ, работникам некоторых государственных предприятий и членам их семей
- Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Электронные сервисы и информация
Дополнительная информация
Социальные сети