Ведущий: Сейчас в нашу выездную студию в Сочи, где проходит Международный инвестфорум. Бизнесмены, экономисты и представители властей обсуждают важнейшие экономические вызовы и возможности для развития. Активно обсуждается и тема пенсий.

Вокруг реформы накопительной части, предложенной Минфином и ЦБ споры не утихают уже вторую неделю. И сейчас я передаю слово моему коллеге Алексею Бобровскому. Алексей, добрый день.

Алексей Бобровский: Добрый день, Вера. Совершенно вы правы, действительно, пенсионная тема, она сейчас вот будет предметом обсуждения здесь, в нашей выездной студии на сочинском экономическом форуме. И я с удовольствием представляю нашего гостя в студии, это глава Пенсионного фонда Антон Дроздов. Антон Викторович, здравствуйте.

АНТОН ДРОЗДОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ): Добрый день, Алексей.

Алексей Бобровский: Начинается обсуждение активное действительно этой реформы, вернее модернизации накопительной части пенсий. И тема действительно нашла широкий очень отклик, у экспертного сообщества прежде всего. Но не могу естественно не спросить у вас, как вы относитесь к предложениям Министерства финансов и Центрального банка, на ваш взгляд, за что критикуют предложения их представители социального блока, а они уже критикуют.

Антон Дроздов: Я хочу сказать, что идея развития корпоративных и добровольных систем, она заложена еще в 2012 году в стратегии развития пенсионной системы, утвержденной правительством.

Алексей Бобровский: Да.

Антон Дроздов: За одним лишь исключением, что эта система дополнительная к страховой солидарной системе, а не вместо. И то предложение, с которым выступили Министерство финансов и Центральный банк, они как раз в русле этих предложений. Предлагается разделить тариф, разделить источники. Предлагается рыночный вариант образования и накопления этих систем. Есть, конечно, нюансы. Предлагается оставить систему гарантирования. Поэтому в целом мне кажется, это все идет в русле той стратегии, которая была утверждена правительством. Ну, а мы, естественно, как социальный блок, говорим о том, что необходимо развивать и укреплять солидарную систему все-таки как основу, как базис системы, как государственную гарантию, основную государственную гарантию. А все, что сверху, да, конечно, это тоже интересно.

Алексей Бобровский: Не потеряет ли доверие здесь государство, которое меняет несколько механизм именно накопительной части, вот именно из-за того, что мы сейчас переходим к новой модели?

Антон Дроздов: Мне кажется, государство достаточно многое делает, для того чтобы все-таки граждане верили в пенсионную систему. Но если говорить о солидарной системе, то пенсии неуклонно увеличиваются и, в общем, индексируются. Что касается накопительной системы, то создана система гарантирования, негосударственные пенсионные фонды прошли сито отбора, из почти 90 пенсионных фондов 46 вступили в систему, 43 по разным причинам не прошли. И я хочу сказать, что система регулирования изменилась. Поэтому я думаю, что при разумном подходе, вот о котором я говорил, все-таки при переходе в добровольный формат, при умелой работе с гражданами, особенно с теми, кто получает высокую зарплату и кому действующая базовая солидарная система не дает ожидаемого коэффициента замещения, я думаю, они найдут своих клиентов и будут развиваться.

Алексей Бобровский: Вы сказали особенно те, кто получает достаточно большую зарплату. Это как раз один из таких вот критических выпадов в сторону сторонников новой, уже модернизированной системы накопительной части, дескать мол те люди, у которых не очень высокая зарплата, они сами откладывать эти деньги не смогут, добровольно. То есть они, к сожалению, вот могут остаться вне этой новой системы. Здесь приходится говорить о том, нужна ли помощь государства, которое могло бы стимулировать, предположим, работодателя все-таки к тому, чтобы, там, может быть помогать людям, у которых не очень большая зарплата, откладывать дополнительные средства. Так ли это? Может быть есть какие-то дополнительные механизмы?

Антон Дроздов: Если я не ошибаюсь, в предложениях заложена возможность получения льготы по НДФЛ, это будет достаточно серьезным стимулом для граждан. А что касается опыта предыдущего, то у нас уже был проект 1 000 на 1 000, который сейчас продолжается. К сожалению, он не дал того результата, который мы планировали. Вступивших граждан было много, достаточное количество. А вот тех, кто реально платил, ежегодно - было практически, там, в разы меньше. Поэтому здесь, наверное, все-таки система, накопительная система, в первую очередь, будет для тех, кто имеет более высокий уровень заработной платы и может дополнительно себе позволить откладывать на пенсию.

Алексей Бобровский: Не могу не спросить у вас о еще одной дискуссии, связанной с пенсионной реформой, и это конечно фундаментальная такая вещь, ее и экономический блок правительства тоже уже потихонечку начинает обсуждать, в информационное поле эту тему запускает. Имеется в виду изменение, возможное изменение пенсионного возраста. Вы все-таки относитесь к социальному блоку. И я так понимаю, что не согласны с экономическим блоком правительства. Нужно ли это будет делать, не нужно ли это, потому что многие представители экономического блока говорят, что это не очень болезненная технически система. Звучит страшно, но в целом это может быть и придется делать.

Антон Дроздов: Действительно это не так страшно, поскольку, во-первых, как правило, касается в большей степени молодых, кому еще далеко до пенсии, делается постепенно. Просто, для того чтобы принять это решение, необходимо взвесить очень много факторов. Казалось бы, простое увеличение возраста дает определенную экономию для бюджета фонда на первом этапе, но потом, когда все становится опять в свою очередность, и эти люди начинают выходить на пенсию, они выходят с большим количеством прав пенсионных, у них возрастает пенсия, возрастают расходы. Здесь мы говорим о том, что необходимо это соотносить с продолжительностью жизни. Мы еще живем пока на 10 лет меньше, чем в Европе. И мужчины, и женщины. Необходимо это соотносить с наличием рабочих мест. И для этой категории граждан. И с уровнем здравоохранения, поскольку количество людей, которые в силу общих заболеваний или каких-то особенных заболеваний не могут продолжать полноценно трудиться, в этом возрасте в разы возрастает. Я думаю, что сейчас эта дискуссия началась, и работают эксперты, и это одна из задач, которую правительству предстоит решить.

Алексей Бобровский: Как вообще, с точки зрения финансового функционирования, чувствует Пенсионный фонд России, потому что много говорится о том, что зависимость от трансфертов из бюджета страны достаточно серьезная. Тенденция какова, эта зависимость увеличивается, есть ли возможности, механизмы, позволяющие эту зависимость, ну, как минимум не увеличивать, а может быть и уменьшать, что происходит?

Антон Дроздов: Я хочу сказать, что социальный блок достаточно много делает, в том числе во исполнение стратегии, для того чтобы снизить зависимость пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета. Я просто напомню, это и увеличение, ужесточение входа в систему, постепенно увеличение минимального стажа до 15 лет и учет минимального заработка, с которого платились страховые взносы. Это увеличение порога облагаемых взносов, это и тариф на досрочно выходящих граждан, которые работали на опасных рабочих местах, и так далее. По нашим подсчетам, где-то 1,5 триллиона рублей уже сэкономлено для федерального бюджета за счет этих мер. Мы дальше будем продолжать, но не будем это делать резко. Это необходимо строго увязывать с теми реформами в трудовой сфере, в социальной, которые происходят. Нельзя просто увеличить взносы или просто, там, снизить пенсию или льготы. Надо это делать постепенно и сообразно ситуации, чтобы не снизить уровень обеспечения действующих пенсионеров или тех, кто в этом нуждается. Например, в следующем году у нас заложено не увеличение трансферта на обязательное пенсионное страхование, а даже некоторое его снижение, по сравнению с ожидаемым размером этого года. Это означает, что в пределах ближайшие 3 года он практически останется таким же, даже чуть меньше.

Алексей Бобровский: Это стратегическая история или это связано с тем, что в принципе мало кто по разным статьям бюджета не должен рассчитывать на увеличение? Может быть, там, кроме отдельных.

Антон Дроздов: Это и меры, и макроэкономика, низкая инфляция - они будут способствовать этому. В основном мы говорим о том, что и макроэкономика влияет очень сильно на разбалансированность пенсионной системы. Например, инфляция прошлого года, она вот привела к тому, что у нас несколько вырос трансферт. Если бы было в рамках прогноза, то не было бы и такого влияния на увеличение трансферта.

Алексей Бобровский: Не могу не спросить у вас, хотя понимаю, что все-таки вы человек командный и скорее всего ответите, что поддержите это решение, но тем не менее разовое увеличение пенсии, а не индексация, как это традиционно все-таки было принято, насколько это полезная мера с точки зрения математики, с точки зрения взаимоотношений гражданина и государства?

Антон Дроздов: Это в основном вынужденная мера. Но это обещание, которое мы дали пенсионерам о возможности второй индексации, и оно зависит от возможности государства. Но то, что сделано, оно, безусловно, выгодно гражданам, поскольку оно касается не только неработающих пенсионеров, но и работающие туда включены. Достаточно широкие категории, это и социальные, и те, кто получает социальные пенсии. И те пенсионеры, для кого 1 000 рублей… Это где-то половина пенсионеров, для них 1 000 рублей в месяц - это больше, чем если бы они получили, если бы была просто дополнительная индексация. Поэтому, по сути, мы поддержали более низкооплачиваемых пенсионеров, за счет этой меры.

Алексей Бобровский: Антон Викторович, на Санкт-Петербургском экономическом форуме, который все-таки больше такую глобальную повестку обсуждает. Тем не менее была очень интересная сессия, в которой вы участвовали как эксперт, и обсуждалось там социальное неравенство, очень такая интересная, развернутая дискуссия была. На самом деле где как ни здесь, потому что все-таки этот форум региональный больше, заточен на обсуждение именно внутрироссийских тем, продолжать обсуждать эту тему. Не помню, честно говоря, есть ли что-то в программе форума, надо сейчас ее повнимательнее изучить, но не могу вас об этом не спросить, потому что вы очень интересно объясняли, каким образом здесь можно тоже оптимизировать расходы государства, особенно что касается различных льгот, в том числе в регионах. И здесь не идет речь об отмене льгот, как вот когда-то обсуждалось, и в России даже пытались мы это сделать, заменить их на прямое финансирование, а идет речь об оптимизации тех льгот, которые есть. Но граждане даже иногда, во-первых, не знают, что эти льготы у них есть. И уж конечно ими не пользуются. Насколько это потенциально важная и интересная история, и какие регионы здесь могут похвастаться успехами?

Антон Дроздов: Я могу сказать, что конечно, неравенство в доходах, оно прежде всего идет от неравенства в заработной плате. Пенсия все-таки производная от зарплаты.

Алексей Бобровский: Конечно.

Антон Дроздов: И здесь конечно политика заработной платы, и то, что сейчас происходит, это дотягивание отдельных категорий до определенных уровней. Я говорю об указах президента, в первую очередь. Кроме того, здесь интересна будет тема легализации, которой мы вплотную занимаемся, поскольку нелегальная заработная плата, она также несет в себе определенные риски, определенную ущербность в этом отношении. И конечно же, система социальных льгот и выплат, которая должна быть направлена, прежде всего, адресно нуждающимся. И вот здесь, в прошлом году был принят закон, который предусмотрел возможность создания единой государственной информационной системы социального обеспечения. Оператором утвержден Пенсионный фонд. За два года мы должны сделать единую систему учета всех социальных льгот и выплат федерального, регионального и муниципального уровня. Сделать это по каждому человеку. И это будет единая система не только учета, но и контроля. И это позволит всем властям и федерального, и регионального, и муниципального уровня иметь возможность оценить адресность и нуждаемость тех льгот, которые они предоставили, и соотнести их с реальным душевым доходом. Это позволит человеку, имея личный кабинет, посмотреть и понять, что ему положено, почему и как.

Алексей Бобровский: Какие права у него есть, в конце концов.

Антон Дроздов: Да. И это будет иметь такой, мне кажется кумулятивный эффект, поскольку это будет открытая информация. Ну, имеется в виду не личного плана, а общего. Это будет статистика, аналитика, которая даст возможность и экспертам, и всем специалистам понять. Вот буквально сегодня прочитал статью в "Известиях" о том, что 87% выплат у нас оказывается, в силу закона не привязаны к нуждаемости. Понятно, что отменить их нельзя, но весь вопрос в том, чтобы новые льготы, новые выплаты - конечно же связывать, в первую очередь направлять на нуждающихся.

Алексей Бобровский: Такая сложная трехуровневая система, успеете ее сделать и реализовать?

Антон Дроздов: Дело в том, что мы создаем не с чистого листа, Пенсионный фонд уже является оператором 40 видов выплат, льгот, он активно в электронном виде взаимодействует с субъектами Российской Федерации. Например, при определении федеральных и региональных социальных доплат, это по каждому человеку. У нас есть определенный опыт, есть мощная система, есть база - это персонифицированный учет. И эта система очень хорошо на нее ложится, то есть по сути это социальное казначейство.

Алексей Бобровский: Антон Викторович, я вам желаю успехов, надеюсь получится, и хорошей работы здесь на форуме.

Антон Дроздов: Спасибо.

Алексей Бобровский: Антон Дроздов, глава Пенсионного фонда России был гостем нашей выездной студии здесь на сочинском экономическом форуме, а мы продолжаем нашу работу.

Источник: "Россия 24"