Корреспондент: Антон Викторович, здравствуйте.
Антон Дроздов: Здравствуйте.
Корреспондент: Подводя итоги 2017 года, говоря о том, что нас ждет в 2018 году с представителями правления и Пенсионного фонда России, конечно, хочется поговорить прежде всего о пенсионной системе. В этом году широкая дискуссия развернулась: есть два таких противоборствующих лагеря, условно противоборствующих. Но одни считают, что реформировать пенсионную систему нужно вот уже немедленно и увязывают здесь сразу несколько важных элементов пенсионной системы: прежде всего пенсионный возраст и говорят, что его нужно повышать, вторая часть, ну, экономистов, общественных деятелей, говорит, что это не нужно делать — есть деньги, есть средства, есть возможности для того, чтобы Пенсионный фонд России эффективно и дальше продолжал свою работу. Хочется спросить у вас как у человека, руководящего Пенсионным фондом России, вы на чьей стороне и что думаете по поводу вот первых, прежде всего.
Антон Дроздов: На самом деле ничего из того, что не было бы в стратегии развития пенсионной системы, которая была принята в 2012 году, ничего нового, как правило, не звучит. Это то наше магистральное направление, которое было определено правительством, эта стратегия рассчитана до 2030 года и мы по ней последовательно идем. Просто напомню, что там планировалось развитие трех этажей пенсионной системы, так называемых трех уровней. Первое — это государственный, обязательный уровень. И здесь уже были проведены достаточно большие преобразования. Ну, например, увеличено количество лет, необходимых для назначения страховой пенсии. Это девять лет будет. Потом увеличено количество, минимальное количество баллов, мы идем последовательно, там, до 30 баллов и до 15 лет к 2024 году. Ну и так далее. И это все повлияло на стабилизацию вот этой государственной части, государственной обязательной пенсионной системы. Ну и там определенные меры есть, которые планируется делать и дальше, я позже о них скажу. Также второй уровень — это корпоративные системы, которые должны развиваться и в настоящее время есть нормы в законе о том, чтобы стимулировать развитие корпоративных систем для тех, кто работает на вредных, опасных, во вредных, опасных условиях, и эти рабочие места находятся в этой зоне. И конечно же, добровольные пенсионные системы, целиком добровольные системы и они существуют и порядка 8 миллионов человек охвачено, в основном это предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, финансы, их нужно увеличивать, эти системы, стимулировать их развитие. Вот все эти три направления, они являются предметом заботы правительства, ну, мы, конечно, отвечаем за, в первую очередь, за первое направление, и я хотел сказать, что здесь, конечно, истина как всегда посередине. Понятно, что систему нужно совершенствовать, а не реформировать все-таки, на мой взгляд, и для этого есть ряд элементов.
Корреспондент: Главным из которых все-таки многие называют почему-то повышение пенсионного возраста и, дескать, это и будет реформирование. Вот вы как к этому, мы говорим о тотальном повышении пенсионного возраста, а не в отдельных сегментах.
Антон Дроздов: Во-первых, я хотел сказать про деньги все-таки. Вы знаете, для того, чтобы понять насколько быстро нужно бежать в том или ином направлении, нужно понимать, есть деньги или нет денег, да, насколько все это необходимо. Мы утвердили бюджет на три года — 2017-2020 год, вот просто несколько цифр: доходы за счет страховых взносов увеличиваются почти на 10% в следующем году, то есть обеспеченность собственными доходами системы растет. А трансфертное обязательное пенсионное страхование — это тот самый трансферт, который именно покрывает разницу между страховыми взносами и необходимыми расходами, он уменьшается на 27%, почти на 28% по сравнением к 2017 году. То есть мы говорим о том, что зависимость от федерального бюджета и обеспеченность собственными средствами растет. При этом, конечно, мы понимаем, что есть долгосрочные тренды, которые нужно учитывать, и все-таки меры по совершенствованию определенные закладывать в этом году, потому что благоприятным фактором, влияющим на пенсионную систему, является макроэкономику — то, что снизился уровень инфляции и то, что государство выходит из рецессии, предприятия начинают работать, зарплата увеличивается и отчисления увеличиваются. Но, конечно, в долгосрочном плане нужно смотреть все это. И конечно, здесь мы исходим из того, что необходима определенная настройка системы.
Корреспондент: Вторая важная история, если позволите, на нее перейду, - это все, что касается демографии. То есть казалось бы, Пенсионный фонд России отвечает за людей, которые уже в возрасте, но определенные направления социальной политики государства подпадают под ответственность, зону ответственности Пенсионного фонда России. Программа материнского капитала и распределение этих средств, дискуссии продолжаются и прежде всего они касаются того, на что и как можно тратить те деньги, которые государство выделяло, выделяет, готово дальше выделять тем, кто рожает определенное количество детей, дает новых граждан Российской Федерации. Что здесь Пенсионный фонд России думает сам, и, соответственно, будет ли как-то политика меняться, потому что последние выступления президента говорят о том, что эту политику нужно развивать, наращивать, соответственно, возможно требуются какие-то изменения и в этом механизме.
Антон Дроздов: Демография, она, в том числе, связана с дискуссией о пенсионном возрасте. Конечно, с одной стороны, у нас достаточно низкий возраст, но с другой стороны, если взять, например, мужчин, то продолжительность их жизни на пенсии недопустимо низка, и это первый фактор, где нужно подумать. И вторая тема, она была обозначена там же президентом - это рынок труда, что у нас не так много рабочих мест, которые для женщин свыше 55 или мужчин свыше 60 лет. Поэтому в настоящее время правительство по этому поводу никаких решений не принимает, идет дискуссия, идет, значит, ученые изучают эту проблему, и как и было сказано, без обсуждения такие решения приниматься не должны, не будут. Что касается материнского капитала, то здесь очень важные инициативы, направленные как раз на то, чтобы увеличить рождаемость и как-то сгладить демографическую проблему. И здесь среди этих мер Пенсионный фонд, конечно, затрагивает те меры, которые направлены, во-первых, на продление материнского капитала до 2021 года, то есть включая 2021 год. Во-вторых, инициатива, направленная на возможность использования материнского капитала на оплату присмотра и ухода за детьми в ясельных группах до трех лет, это очень важное направление, особенно для мам, которые работают. И конечно же, это возможность направления материнского капитала на ежемесячные выплаты на тех детей, которые были рождены или усыновлены после 1 января 2018 года. При этом на первого ребенка эти выплаты будут осуществляться органами соцзащиты субъектов Российской Федерации, а на второго ребенка за счет средств материнского капитала органами Пенсионного фонда. Что для этого нужно? Для этого нужно заполнить заявление, приложить свидетельство о рождении, а также ряд документов, которые характеризуют доход семьи. Схема такая: что если говорить о втором ребенке, то у нас стандартный состав — это и отец, мама и двое детей, вот мы берем доход родителей, делим на 12 месяцев и на 4. Получается, что если на одного человека меньше полтора прожиточного минимума взрослого человека, а в каждом субъекте он свой, то тогда эта выплата положена на второго ребенка. Если один родитель, то, учитывается доход и делится на 3, на 12 месяцев. В доходах учитываются, как правило, только выплаты, носящие регулярный характер — это заработная плата, включая премии, это пособия, пенсии, выплаты, если военные, то выплаты по линии Министерства обороны. Не учитываются разовые выплаты и также доходы от депозитов, от аренды. Выплаты устанавливаются на шесть лет, Пенсионный фонд будет готов уже в первый рабочий день после новогодних праздников принимать заявления, все необходимые документы приняты, указания даны и мы ждем первых получателей этой выплаты.
Корреспондент: Хотел спросить: сроки — 4 года, это продления программы материнского капитала и это какой-то такой промежуточный срок, можно будет потом дальше продлевать или вот четыре года — это неспроста, почему-то? Вот вы как на этот вопрос отвечаете, понимаю, что не мы с вами это решаем, но пока вот на четыре года.
Антон Дроздов: Ну, я так понимаю, что будет постоянно мониториться эффективность этой программы, и будет все зависеть от состояния нашей экономики, от состояния доходов наших граждан и от того, какими мерами нужно будет стимулировать через четыре года в том числе, потому что материнский капитал был прежде всего направлен на решение демографической проблемы.
Корреспондент: Антон Викторович, у Пенсионного фонда России, так получилось, забрали администрирование страховых взносов, но, с другой стороны, появилось несколько других важных функций, задач. Во-первых, создание, администрирование государственных информационных систем, называется это полностью правильно Федеральный реестр инвалидов и Единые системы социального обеспечения. Как эти системы заработали, понимаете ли вы, каким образом в случае чего их можно подрегулировать?
Антон Дроздов: Федеральный реестр инвалидов — это очень важная система, особенно в связи с тем, что мы присоединились к конвенции по правам инвалидов. Она позволяет федеральным органам власти, таким, например, как Минтруд, Минобр, Минздрав, а также субъектам Российской Федерации иметь полную статистику по инвалидам, потому что в эту систему загружена вся информация медико-социальной экспертизы, а также понимать, насколько эффективно мы расходуем средства или насколько эффективны наши мероприятия по тому, чтобы оказать медицинскую помощь инвалидам, обучать инвалидов в специальных учреждениях и обеспечивать их трудоустройство, а также обеспечивать их естественную реабилитацию. Поэтому эта система в настоящее время уже работает. Открыт портал с 1 декабря этого года - Федеральный реестр инвалидов. На этом портале содержится вся информация, там же открыт личный кабинет инвалида, инвалид может посмотреть свою программу реабилитации и как она исполняется. Органы также могут посмотреть, как исполняется та программа реабилитации, которая назначена инвалидам, чего раньше, кстати, не было. И в следующем году мы переходим к тому, чтобы уже оказывать в электронном виде услуги инвалидам. В частности в этом году уже Пенсионный фонд назначает пенсии по инвалидности на основании данных реестра. В следующем году после принятия необходимых законов это станет обязательным и для всех других органов, то есть использование реестра, а не хождение инвалида со справками во все инстанции. И, как следствие, полная статистика о том, сколько человек у нас трудоустроено, куда использованы деньги, насколько заполняются квоты для инвалидов, специальные рабочие места для инвалидов. То есть вся эта проблематика у нас становится прозрачной, понятной. Что касается Единой государственной информационной системы социального обеспечения, эта задача еще более масштабная, здесь можно сказать, что Федеральный реестр инвалидов, он входит в эту систему. Здесь речь идет о том, что Пенсионный фонд назначает порядка 40 видов пособий и пенсий. По стране, конечно, их больше. И это подвигло нас на то, чтобы понять, а почему бы нельзя сосредоточить в одном месте информацию о всех видах пенсий, пособий, назначаемых в Российской Федерации и федеральными органами, и субъектами Российской Федерации, и есть какие-то определенные льготы, которые назначаются по линии муниципальных органов. Вот для этого был разработан единый общероссийский классификатор мер соцподдержки и получателей, и на основании этого классификатора в систему заводится информация о всех мерах соцподдержки и получателях этих мер для того, чтобы, опять же, федеральные органы и субъекты Российской Федерации пользовались одними и теми же классификаторами и обменивались информацией о назначенных выплатах, пенсиях и пособиях, опять же, для того, чтобы учитывать и понимать, что человеку назначается, сколько таких нуждающихся и поэтому это значительно, кстати, в первые же годы увеличило эффективность этой работы, потому что получается единое понимание мер соцподдержки, единое понимание категорий. А для человека это тоже очень важно, поскольку он будет через эту систему, а там также есть информация для человека, понимает, что ему положено, какие меры он может получить, куда обратиться. Особенно это важно при переезде из региона в регион. Эта система также будет направлена на то, чтобы поддерживать в первую очередь тех, кто нуждается, при этом, конечно же, расходы на социальную политику, они не будут уменьшаться.
Корреспондент: Спрошу в завершение о том, как вы выстраиваете свою работу в области технологий и новых средств доставки информации. Все-таки мы сейчас развиваем и цифровую экономику вообще, и IT сектор в частности, и все-таки люди, которые теперь получают пенсию — люди в возрасте, им не всегда просто с новыми технологиями знакомиться, обращаться, это все-таки не молодые люди студенческого возраста, которые очень быстро осваивают эти технологии. Но тем не менее надо сказать, что очень хорошо построена работа сайта Пенсионного фонда России. Какие еще меры, как вы мониторите ситуацию — удобно, не удобно вашим людям, которые пользуются услугами Пенсионного фонда, обращаться с этими технологиями, какие-то еще нововведения планируете?
Антон Дроздов: Сразу скажу, что для тех, кто еще привык пользоваться компьютеров, я о пенсионерах, о людях старшего возраста, у нас по всей стране организованы курсы, есть методическое пособие, которое Пенсионный фонд сделал совместно с "Ростелекомом", называется "Азбука интернета", оно с успехом используется на этих курсах. Там как раз на примере сайта Пенсионного фонда, личного кабинета показывается, как можно пользоваться интернетом, как можно пользоваться госуслугами. И у нас предусмотрены средства, и в следующем году эта программа будет продолжена, на софинансирование программ субъектов Российской Федерации по обучению компьютерной грамотности не работающих пенсионеров.
Корреспондент: Очень важно.
Антон Дроздов: Что касается тех, кто выходит на пенсию вот в этом году, в следующем году, конечно же, в основном эти люди уже владеют компьютером и для них очень важно комфорт и качество услуг. Именно поэтому все услуги Пенсионного фонда, основные, переведены в электронный вид, личный кабинет гражданина, который открыт на сайте Пенсионного фонда, позволяет подать заявление и получить практически все виды пособий, пенсий. Например, я хочу сказать, что вот 5,5 миллионов человек подали заявления в электронном виде и получили назначение пенсий, пособий, других выплат. И количество этих людей с каждым годом увеличивается. Пользуются порядка 24 миллионов человек, вот, в истекшем году к нам обратилось за получением госуслуг в электронном виде. Мы успешно сотрудничаем с МФЦ и как правило вот такие вещи как справки в банк, еще какие-то услуги, а также, например, выплаты за счет средств материнского капитала или подать заявление на материнский капитал с успехом используются в МФЦ. И таким образом мы еще больше сокращаем количество людей, приходящих в отделения фонда. Поэтому 70% услуг, оказываемых в электронном виде, - эта задача поставлена президентом, мы ее достигаем и дальше будем работать над тем, чтобы обеспечивать удаленное взаимодействие с нашими гражданами и у нас в следующем году будет стартовать проект так называемая виртуальная клиентская служба, где мы все наши возможности, возможности нашего колл-центра, который работает уже много лет, и возможности наших электронных сервисов будем направлять на то, чтобы в удаленном виде взаимодействовать с нашим гражданином, чтобы вообще отпала необходимость приходить в отделения фонда.
Корреспондент: Антон Викторович, я вам желаю успехов. Год был непросто, но мне кажется, 2017-ый я имею в виду, но успешный, в 2018-ом новых успехов, новых свершений, удачи.
Антон Дроздов: Спасибо.
Источник: телеканал "Россия 24"