События

Уже ни для кого не секрет, что из года в год возрастающие суммы средств материнского (семейного) капитала, помимо своего прямого назначения — оказать действенную помощь семьям, имеющим детей, служат лишающим покоя соблазном для недобросовестных, обуреваемых корыстью граждан, не говоря уже об откровенных мошенниках. Пользуясь изъянами в действующем законодательстве и слабостями человеческой психологии, разномастные мошеннические фирмы и авантюрные мошенники-индивидуалы, стремясь противоправно завладеть средствами МСК, упорно бьют, как это принято в военной тактике, в стыки ведомственных зон ответственности. Именно там им чаще всего удается найти слабые места и лазейки, открывающие доступ к почти четыремстам тысячам рублей маткапитала.

Вот почему Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Адыгея, с осени 2010 года ведущее бескомпромиссную борьбу с криминальными проявлениями в сфере МСК, все эти годы остается постоянным инициатором и организатором проведения совещаний по укреплению межведомственного сотрудничества в противодействии противоправным посягательствам на финансовые средства МСК.

Последнее в цикле подобных мероприятий совещание на тему «О взаимодействии территориальных органов ПФР со всеми заинтересованными организациями по предотвращению случаев неправомерного использования средств материнского (семейного) капитала» было проведено 4 июля в конференц-зале ОПФР по РА. В нем, помимо руководства и специалистов Отделения, принимали участие представители Прокуратуры, МВД, Министерства образования и науки, Управления Федеральной службы Росреестра по РА и Нотариальной палаты. Показательно, что Министерство труда и социального развития РА было представлено его руководителем - Н.С. Широковой, МВД — заместителем министра В.А. Дейнеко.

Открыл совещание управляющий ОПФР по РА А.Х. Кулов.

В своем выступлении управляющий отметил, что в Адыгее с 2007 года по 01.06.2012 государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал получили более 14000 семей.

При этом выступающий обратил внимание собравшихся на тот факт, что в ходе реализации Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» Отделение столкнулось с недобросовестными фирмами и владельцами сертификатов, пытающимися противоправно обналичить средства МСК, что потребовало от регионального органа ПФР принятия оперативных мер по противодействию выявленной противоправной деятельности.

В целях более эффективного противодействия попыткам незаконного обналичивания средств МСК Отделением было оперативно налажено взаимодействие со всеми государственными учреждениями и организациями, тем или иным образом задействованными в процессе реализации прав на распоряжение средствами МСК. Благодаря организации тесного межведомственного взаимодействия, удалось изменить сложную ситуацию, в которой оказались органы ПФР, столкнувшись с неединичными фактами попыток незаконного обналичивания средств МСК. Уже тогда перед учреждениями-партнерами был поставлен вопрос о необходимости выработки совместного режима работы по контролю поступающих в территориальные органы ПФР документов по реализации права на распоряжение средствами МСК. Тогда же была создана рабочая группа для разработки программы и технологии межведомственного взаимодействия по пресечению попыток незаконного обналичивания средств материнского капитала.

В результате предпринятых Отделением ПФР по РА мер по контролю за распоряжением средствами МСК было предотвращено нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 32,9 млн. рублей.

Однако в настоящее время территориальными органами ОПФР по РА выявлен новый вид нарушений в сфере реализации законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части распоряжения средствами МСК.

Схема перепродажи жилья владелицами сертификатов, заключивших договоры целевого займа с одним юридическим лицом в разное время на приобретение доли одного и того же жилого помещения, приобретенной одной обладательницей сертификата на МСК у ранее распорядившейся средствами МСК.

В целях выявления и решительного пресечения подобного рода нарушений специалистами отдела по защите информации ОПФР по РА разработан программный комплекс «Система выявления возможных правонарушений — материнский(семейный) капитал (ПК СВВП-МСК). Проверка нарушений осуществляется по всем районам Республики Адыгея, что позволяет выявлять их по всей территории региона.

Выступившая затем начальник отдела социальных выплат М.К. Хацукова, курирующая в ОПФР материнский (семейный) капитал, особо отметила что, реально оценивая потенциальную возможность противоправных проявлений в сфере МСК, еще с августа 2010 года Отделением была развернута активная профилактическая информационно-разъяснительная работа в региональных СМИ по реализации Федерального закона №256-ФЗ. Отделением ПФР по РА и его территориальными органами активно используется ресурс региональных СМИ для разъяснения опасности «услуг» сомнительных коммерческих фирм по обналичиванию средств МСК и ознакомления населения с возможностями и преимуществами легальной реализации своих прав на распоряжение этими средствами.

В сложившихся неблагоприятных, можно прямо сказать, криминогенных условиях Отделением на системной основе проводятся профилактические мероприятия, в том числе:

- совещания с участием руководителей органов исполнительной власти республики по вопросам противодействия мошенническим схемам использования средств материнского капитала;

 - заседания межведомственных комиссий по актуальным вопросам реализации 256-го федерального закона;

 - направляются в правоохранительные органы для проверки материалы, связанные с распоряжением средствами МСК на улучшение жилищных условий;

- проверяется достоверность сведений, влияющих на право обладания государственным сертификатом на МСК и его использования;

- осуществляются выступления (публикации) в СМИ по вопросам профилактики правонарушений в сфере использования средств МСК;

 - для всестороннего обсуждения данной проблематики практикуется проведение «круглых столов».

Тем не менее, следует признать, что в дальнейшем сотрудникам ПФР пришлось иметь дело уже с  целым арсеналом мошеннических схем по обналичиванию средств МСК, разработанных недобросовестными фирмами и отдельными владельцами сертификатов, упорно пытающимися, невзирая на многократные предупреждения в региональных СМИ, обналичить средства МСК.

М.К. Хацукова назвала выявленные мошеннические схемы и предпринимавшиеся ОПФР по РА меры противодействия им.

1.    Приобретение несуществующего жилья

 По 30 заявлениям (или 0,7% от общего количества принятых заявлений) о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий были выявлены факты предоставления заявителем свидетельства о государственной регистрации права собственности на несуществующий объект недвижимости и приняты решения об отказе в их удовлетворении. В итоге сохранены средства МСК в сумме 9,9 млн. рублей.

 2.    Приобретение долей жилья

 Средства МСК пытаются обналичить и полулегальным способом, то есть, фиктивно приобретая жилое помещение у родственников, знакомых и иных лиц. Фактически такая сделка не совершается: хозяин остается жить в якобы «проданном» жилье, а владелец сертификата получает деньги. По этой схеме владельцами сертификатов приобретаются незначительные по величине доли в праве на жилое помещение (менее 9 кв.м. на 1 человека).

В этой связи территориальными органами ПФР были приняты 74 отказа (или 1,8% от общего количества принятых заявлений) в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами МСК. Сбережены средства МСК в сумме  19,0 млн. рублей. 

3.  Приобретение (перепродажа) ветхого жилья 

Недобросовестный риэлтор, вступая в сговор с руководителями коммерческих организаций, находит лиц, имеющих материнские сертификаты и желающих в кратчайшие сроки получить по ним денежные средства. Затем риэлтор подыскивает дешевую недвижимость в районах республики, как правило, не пригодную для жилья, и заключает с собственником жилья договор купли-продажи (либо договаривается выступить в качестве посредника). В дальнейшем между матерью и руководителем фирмы заключается фиктивный договор займа, по которому заем на приобретение жилья как бы передается ей в этот же день. Далее риэлтором от имени матери, как доверенным лицом, подается в Пенсионный фонд заявление о распоряжении средствами МСК. При поступлении средств на расчетный счет фирмы, якобы выдававшей заем, они делятся между участниками сделки.

В целях противодействия осуществлению подобных сделок комиссиями, созданными в территориальных органах ПФР, осуществляется выборочная проверка пригодности для проживания жилья, приобретаемого владельцами сертификатов.    Поскольку приобретение ветхого жилья не является улучшением жилищных условий и не соответствует целям оказания государственной помощи семьям, имеющим детей, то есть ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, по  12 заявлениям (0,3% от общего количества принятых заявлений) приняты отказы в их удовлетворении. Таким образом, сохранены средства МСК в сумме  4,0 млн. рублей.

Объективно оценивая сегодня довольно сложную ситуацию, в которой оказались органы Пенсионного фонда РФ, столкнувшиеся с множественными фактами попыток незаконного обналичивания материнского капитала, прежде всего, следует признать несовершенство нормативной правовой базы МСК, дающее владельцам сертификатов возможность нецелевого распоряжения средствами МСК и, к тому же, существенно ограничивающее возможности специалистов территориальных органов ПФР для эффективного пресечения подобных попыток. Более того, нормативными и правовыми документами выполнение таких функций на сотрудников ПФР, работающих с маткапиталом, вообще не возлагается.

 Благодаря четкой организации оперативного взаимодействия с    Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Нотариальной палатой РА,  Прокуратурой РА, Министерством внутренних дел РА, Органами  опеки и попечительства РА удалось  существенно нейтрализовать криминогенную обстановку по линии МСК, с которой неожиданно для себя столкнулись региональные органы ПФР. Так, в частности, Отделением ПФР по РА и его территориальными органами отработано свыше 100 запросов  прокуратуры и правоохранительных органов по делам  лиц, распорядившихся средствами МСК

         4. Схема перепродажи жилья владелицами сертификатов, заключивших договоры целевого займа с  одним юридическим лицом  в разное время  на приобретение   доли одного и того же жилого помещения,   которая приобретена  одной обладательницей сертификата на МСК у ранее распорядившейся  средствами МСК.

         О  сложившейся ситуации в сфере реализации законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части распоряжения средствами МСК Отделение ПФР по РА и его  территориальные органы систематически обращались в республиканскую прокуратуру и прокуратуру  г. Майкопа  с просьбами о   принятии мер прокурорского реагирования по выявленным фактам перепродажи доли жилого дома и невыполнения письменных обязательств.

В.А. Дейнеко объяснил ситуацию с множеством дублирующих друг друга запросов правоохранительных органов тем, что сначала идет доследственная проверка и собирается определенный пакет документов. Затем этот пакет документов находится в процессе согласования для возбуждение уголовного дела. После чегоэтот пакет документов поступает в прокуратуру. Соответственно на каждом из этих этапов делается запрос в ОПФР по РА.

А.Х. Кулов еще раз подчеркнул принципиальную важность того, что для пресечения попыток незаконного обналичивания средств материнского капитала был - сугубо в инициативном порядке - специалистами Отделения ПФР создан и введен в промышленную эксплуатацию программный комплекс «Система выявления возможных правонарушений-материнский (семейный) капитал» (СВВП-МСК). Кроме того, постоянно на базе ОПФР по РА организуются семинары со специалистами территориальных органов ПФР, проводятся дни профессиональной учебы в территориальных органах на местах.

М.К. Хацукова поинтересовалась, есть ли у Росреестра правовая возможность не регистрировать сделку в том случае, если предыдущий обладатель сертификата, собственник жилого помещения не выполнил обязательство по долевому участию и уже через 3 месяца перепродает свое жилое помещение другому обладателю сертификата.

Старший помощник прокурора республики А.А.Герасимов предложил разработать трехстороннее соглашение между Росреестром, ОПФР по РА и Прокуратурой. При выявлении Росреестром невыполнения обязательства по долевому участию необходимо информировать Прокуратуру. Выступающий особо подчеркнул, что только совместными, хорошо скоординированными усилиями можно надежно предотвратить факты мошеннической деятельности с МСК. Необходим четко отлаженный межведомственный информационный обмен.

С детальными пояснениями правовых аспектов обсуждаемой темы выступила начальник юридического отдела ОПФР Э.Т. Чамокова.

С 01.01.2010 по 01.07.2012 Следственным  управлением при Министерстве внутренних дел Республики Адыгея было возбуждено 11 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных -  ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Основаниями для возбуждения уголовных дел послужили обращения  Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Адыгея в правоохранительные органы с целью проверки законности  и подлинности документов и сделок при подаче документов на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. Факты мошеннических действий с целью хищения бюджетных средств,  а также покушения на их совершение организаторами и участниками преступных групп, занимающимися оформлением фиктивных сделок с целью «обналичивания» средств материнского (семейного) капитала, были подтверждены Прокуратурой и МВД Республики Адыгея.

Одно из уголовных дел по обвинению преступной группы в составе пяти лиц в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30 УК РФ, в данный момент находится на рассмотрении в Майкопском городском суде. 

На сегодняшний день на стадии предварительного расследования в следственных органах Министерства внутренних дел Республики Адыгея находятся в производстве 4 уголовных дела в отношении лиц, подозреваемых в мошеннических действиях, связанных с реализацией материнского семейного капитала.

По состоянию на 01.07.2012г., в соответствии и в порядке, установленном ст. 44 УПК РФ, Отделением ПФР по РА по двум уголовным делам предъявлено два гражданских иска на сумму 2 654630,05 рублей и 6 287 796,35рублей – всего на сумму 8 942 426,40 рублей. Ответчики по гражданскому иску – лица, обвиняемые в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30 УК РФ.

На завершающей стадии совещания В.А. Дейнеко констатировал, что сегодняшнее мероприятие — серьезное, хорошо подготовленное и потому продуктивное. Для предотвращения рассматриваемых на совещании ситуаций, предложил организовать отделы службы безопасности в территориальных органах ПФР по аналогии отделов служб безопасности кредитных учреждений, через контроль которой проходили бы все документы. А также усилить персональную ответственность должностных лиц учреждений-смежников, осуществляющих прием документов.

Постановили:

Отделению ПФР подготовить проект трехстороннего соглашения «О взаимодействии территориальных органов ПФР с организациями по предотвращению случаев неправомерного использования средств материнского ( семейного) капитала», направить его для согласования в Прокуратуру РА и в Управления Федеральной службы государственной регистрации,   кадастра и картографии по Республике Адыгея до 15 июля 2012 года.

Закрывая совещание управляющий Отделением ПФР по РА А.Х. Кулов подчеркнул: - Мы, участвующие в сегодняшнем совещании учреждения и ведомства республики, находимся на страже важнейшей социальной программы нашего государства и потому должны взаимодействовать между собой четко, создавая надежный заслон всем мошенническим фирмам.

 

Пресс-служба Отделения ПФР

по Республике Адыгея

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ