В части исполнения бюджета, доходы Фонда в прошедшем году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2% и составили 2,73 трлн. рублей. Из них суммарный объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1,25 трлн. рублей, или 45,6 % от суммы доходов. По сравнению с 2007 годом рост поступлений страховых взносов составил 236 млрд. рублей. Объем средств федерального бюджета составил чуть менее 1,5 трлн. рублей, или 53,4%.
Суммарный объем расходов ПФР в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. Это на 32% больше, чем в 2007 году. Из них на пенсионное обеспечение 38,6 млн. граждан было направлено свыше 2 трлн. рублей, что на 533,3 млрд. больше по сравнению с 2007 годом. На осуществление единовременных денежных выплат было выделено 235,5 млрд. рублей.
Таким образом, общий профицит бюджета ПФР составил 372 млрд. рублей. По распределительной составляющей бюджета превышение доходов над расходами составило 120,2 млрд. рублей. Эти средства были направлены на увеличение оборотной наличности по состоянию на 1 января 2009 года для выплаты пенсий и пособий в выходные и праздничные дни января 2009 года.
Что касается бюджета ПФР на 2009 год, то он претерпит ряд уточнений. Суммарные доходы бюджета Фонда на текущий год прогнозируются в размере 3,3 трлн. рублей; суммарные расходы – в размере 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей. По отношению к валовому внутреннему продукту доля доходов и расходов бюджета Фонда составляет 8,1 и 7,5 % соответственно.
Общее превышение доходов над расходами на 2009 год оценивается в сумме 241,5 млрд. рублей. Вместе с тем расчетный дефицит в распределительной составляющей бюджета планируется обеспечить за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета (+315,6 млрд. рублей). Т.е. доля средств федерального бюджета повысится с 52% до 63% по сравнению с утвержденной в нынешнем бюджете.
В ходе заседания Правления отдельное внимание было уделено принципиально новым для ПФР функциям. В частности, в настоящий момент готовится правительственное постановление, по которому Фонд будет иметь право размещать временно свободные средства (в промежуток времени до их передачи в управляющие компании) в банковские депозиты. Это нововведение должно вступить в силу со 2-го квартала 2009 года. Его цель – значительно повысить эффективность управления пенсионными деньгами.
Помимо этого планируется, что Фонду будет предано администрирование платежей в рамках замены ЕСН страховыми взносами в пенсионную систему и по обязательному медицинскому страхованию. На заседании было отмечено – несмотря на то, что сегодня ПФР напрямую администрированием сбора платежей не занимается, Фонд является одной из самых высокотехнологичных государственных структур и с этой задачей справится.
Для реализации мероприятий, которые необходимы для выполнения готовящихся нововведений в пенсионное законодательство, ПФР серьезно оптимизировал расходы на собственное содержание. В частности, ПФР активно переводит работодателей застрахованных лиц на бесконтактную передачу отчетности по каналам связи в защищенном виде. Ежегодно ПФР принимает 90 млн. документов – индивидуальных сведений персонифицированного учета.
Как было отмечено, внедрение электронных технологий – это вклад ПФР в реализацию государственной программы «Электронная Россия». Электронные технологии внедряются на всех уровнях между всеми участниками процесса – страхователями и отделениями ПФР, банками и другими организациями-партнерами. В электронный вид переводятся пенсионные дела, документооборот внутри ПФР; автоматизируются все бизнес-процессы. Совместно с банками-партнерами создаются системы сервисов по информированию граждан об их пенсионных правах.