С начала года наши земляки получили 443 944 услуги Социального фонда в беззаявительном режиме. Какие пособия и выплаты фонд сегодня предоставляет проактивно? Какие электронные сервисы расширят перечень услуг СФР в ближайшее время? На эти и другие вопросы ответила управляющий Отделением Социального фонда России по Алтайскому краю Ольга Клиндухова.
– Ольга Михайловна, сколько госуслуг предоставляет краевой Соцфонд? И какие именно – в электронном формате?
– Отделение Социального фонда России по Алтайскому краю, без преувеличения, обслуживает всё население региона. Ведомство фактически является единым окном для предоставления всех федеральных мер социальной поддержки, начиная от пособий беременным женщинам и заканчивая пенсиями по старости.
На данный момент Отделение оказывает жителям Алтайского края 44, а если считать вместе с подуслугами – 182 госуслуги.
Большинство из них доступны в электронном виде. На портале Госуслуг созданы 116 электронных сервисов, благодаря чему услуги Социального фонда можно получить в дистанционном формате. Но для этого требуется подать заявление. Например, единое пособие. На основе заявления гражданина Социальный фонд начинает работу: осуществляет необходимые запросы в ведомства, выносит решения, назначает выплаты, перечисляет средства. И все это делается по одному заявлению.
– В чем разница между проактивными услугами и электронными?
–Чтобы получить электронную услугу, необходимо подать заявление на портале Госуслуг. Проактив же предполагает, что гражданину не надо подавать никакого заявления. При наступлении определенной жизненной ситуации Фонд автоматически назначает все положенные гражданину меры соцподдержки, а затем информирует его о назначении выплаты.
– Какие госуслуги СФР сегодня предоставляются проактивно?
– Сегодня около десятка госуслуг краевой Соцфонд предоставляет гражданам в беззаявительном формате. Например, рождение ребенка – это жизненная ситуация, при наступлении которой родители имеют право на ряд госуслуг Соцфонда. На основе внесения органами ЗАГС сведений о рождении малыша в государственные информационные базы данных, Социальный фонд проактивно оформляет новорожденному СНИЛС, формирует сертификат на материнский капитал и направляет его в личный кабинет мамы на портале Госуслуг.
Или другой пример: при наступлении инвалидности на основе данных Федерального реестра инвалидов Отделение назначает жителям региона пенсии по инвалидности в беззаявительном порядке и устанавливает ежемесячные денежные выплаты.
Также в список проактивных услуг входят назначение досрочной пенсии по старости безработным гражданам по предложению органа службы занятости; установление федеральной социальной доплаты к пенсии; продление пенсии по случаю потери кормильца по сведениям из образовательных учреждений; предоставление инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50% от уплаченной ими страховой премии по договору ОСАГО.
Кроме того, есть еще и услуги, которые не входят в перечень государственных, но предоставляются работающим гражданам в проактиве: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Соцфонд Алтайского края самостоятельно направляет запросы работодателю, чтобы получить необходимые сведения о застрахованном лице, его стаже и заработке для расчета данных пособий.
Также с 1 января 2023 года в беззаявительном режиме Отделение производит выплаты отдельным категориям медицинских работников в качестве меры дополнительной государственной соцподдержки. Выплаты назначаются и выплачиваются медицинским работникам, на основании сведений, представленных их работодателями (медицинскими организациями). Никаких документов или заявлений со стороны самих получателей не требуется.
Важный аспект проактива – беззаявительное информирование граждан о положенных им мерах соцподдержки. Так, в этом году Социальным фондом региона реализован проект по информированию мужчин от 45 лет и женщин от 40 лет о сформированных к этому возрасту пенсионных правах. Какой стаж? Какие коэффициенты? Какой предполагаемый размер пенсии? В Алтайском крае такие письма получили чуть более 24-х тысяч наших земляков.
– В чем преимущества беззаявительной формы для специалистов и получателей услуг СФР?
– Основная цель проактива – ускорить процесс назначения мер социальной поддержки и сделать этот процесс максимально простым и удобным для граждан. Когда не нужно самим подавать заявления, ходить по инстанциям и собирать справки. Система уже сейчас обеспечивает нашим землякам удобные условия получения выплат.
Необходимые сведения для оказания услуги гражданину специалисты Отделения Социального фонда получают самостоятельно из государственных информационных систем в рамках межведомственного взаимодействия.
Конечно, есть определенные преимущества и для специалистов. Автоматизация процессов оказания госуслуг, облегчает трудозатраты специалистов, уменьшает время обработки данных, снижает вероятность ошибок при заполнении документов.
– Достигнуты ли ожидаемые эффекты от слияния двух ведомств, Пенсионного фонда и ФСС?
– Пенсионный фонд и Фонд социального страхования с 1 января трансформировались в Социальный фонд России, который решает тот же спектр вопросов, которые ранее решали оба ведомства по отдельности: пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также предоставление различных социальных услуг нашим землякам.
И теперь граждане могут в едином окне получить ответы на все вопросы, которые ранее относились к компетенции двух разных структур. Для удобства жителей края мы сохраняем разные каналы обслуживания: через 65 клиентских служб, расположенных во всех городах и районных центрах Алтайского края, а также посредством обращения в МФЦ (32 услуги).
Напомню для примера, что раньше одному и тому же человеку Пенсионный фонд платил пенсию по инвалидности, а Фонд социального страхования – пособие по несчастному случаю. При этом деньги перечислялись в разные даты. Сейчас выплаты синхронизированы.
После того, как мы создали общие клиентские службы, появились свободные помещения, в которых мы начали открывать центры общения старшего поколения. Пока в нашем регионе действует только 2 таких центра – в Камне-на-Оби в Змеиногорске. Но такие центры будут открываться и на других территориях региона. Пенсионеры приходят туда провести досуг, прослушать лекции о финансовой грамотности, о здоровье, прочитать книгу. Это еще один аспект объединения двух фондов, который переориентировал структуру ближе к людям. Мы работаем для людей – это наша миссия.
Кроме того, есть положительные эффекты объединения и для работодателей. Единая база для всех взносов, единый тариф, единая форма отчетности.
– Как узнать, какие меры социальной поддержки положены человеку по линии Социального фонда? Как получить информацию об услугах, которые по факту уже оказаны? В том числе – в электронном виде?
– Полную информацию о государственных услугах, которые предоставляет гражданам Соцфонд, можно получить на официальном сайте СФР. Вся информация на сайте структурирована по категориям: пенсионерам, семьям с детьми, трудоспособному населению. По каждому виду поддержки представлена информация: кому положена выплата, как ее оформить.
Любую информацию об услугах Социального фонда вы можете получить в наших клиентских службах либо в офисах МФЦ.
Кроме того, консультации по всем направлениям деятельности СФР предоставляются по телефону Единого контакт-центра (ЕКЦ).
Узнать о положенных мерах социальной поддержки можно и на портале Госуслуг, запросив сведения в личном кабинете. Если на Госуслугах подписаться на получение уведомлений о полученных мерах, то такие уведомления будут поступать сразу же, после наступления события, которое дает право на господдержку.
Информацию об уже назначенных выплатах можно получить, заказав на портале Госуслуг выписку о назначенных мерах социальной поддержки. Выписку можно запросить за любой период, начиная с 1 января 2018 года.
– Ольга Михайловна, беззаявительная система будет дальше модернизироваться?
Краевой Соцфонд уже оказывает услуги по принципам Социального казначейства, максимально упрощая всю процедуру для граждан. Следующим шагом в данном направлении станет запуск единой цифровой платформы в социальной сфере.
Это позволит собрать о человеке всю информацию, необходимую для проактивного и беззаявительного обслуживания. Сведения будут аккумулироваться в статусы, обновляемые в течение всей жизни.
В 2024 году число беззаявительных мер поддержки, предоставляемых СФР, увеличится. Все только начинается!