О степени готовности Фонда к выполнению этой задачи говорили участники расширенного заседания Правления Пенсионного фонда России, которое проходит в эти дни в Москве. Отмечено, что Фонд – одна из самых высокотехнологичных госструктур и с этой задачей справится. В заседании принимает участие управляющий ОПФР по Амурской области Владимир Дорофеев.
Перед участниками расширенного заседания выступили Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова, Председатель Правления ПФР Антон Дроздов, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по труду и социальной политике Андрей Исаев и другие докладчики.
Опыт по сбору взносов на обязательное пенсионное страхование у Пенсионного фонда России есть. Эти функции Фонд исполнял до 2002 года. Сейчас этим занимается Налоговая инспекция. На сегодняшний день из-за технических особенностей поступления информации через посредника Пенсионный фонд располагает ею постфактум. И взыскать задолженность, как показывает практика, непросто. Используя пробелы в имеющемся законодательстве, путем переименования, реорганизации и банкротства, предприятия уходят от уплаты задолженности. Так, в 2008 году в адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплативших страховые взносы в установленные сроки, направлено 14182 требования на сумму 211,3 млн. рублей. По всем страхователям, не оплатившим требования, в Арбитражный суд направлено 447 исков на сумму 73,8 млн. рублей. Параллельно ведется взыскание долгов в административном порядке, в службу судебных приставов направлено 7497 постановлений на сумму 20,9 млн. рублей. Однако зачастую к этому моменту предприятие уже не располагает никакими средствами для погашения своих долгов.
В целом задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд составляет 821,5 миллионов рублей. Из общей суммы задолженности 522 миллиона рублей (63%) – безнадежны к взысканию в связи с ликвидацией предприятий. Кроме того, 120 млн. рублей (14,6%) – это задолженность страхователей, находящихся в процедуре банкротства.
Возвращение полномочий позволит Фонду самому контролировать уровень платежей, поступающих от работодателей в ежедневном режиме и при опасности задержек напоминать об этом плательщикам. Пенсионный фонд, как и до 2002 года, сможет проводить документальные проверки на предприятиях. Для исполнительных работодателей число проверок не увеличится. А вот организациям, в которых средний уровень заработной платы работников близок или равен минимальному, ждать визитов следует. Только в 2008 году было выявлено более 2000 работодателей, использующих схему «теневой» зарплаты.
Для выполнения задач по администрированию платежей ПФР активно переводит работодателей на электронный документооборот. Это, к тому же, экономит время и средства самих плательщиков.