Амурское отделение «Союза пенсионеров России» начинает сбор материалов для издания четвертого сборника воспоминаний амурчан, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Рассказы самих «детей войны», а также их родственников местные отделения СПР в Приамурье будут принимать до 9 мая 2021 года.
Фотография, копии документов, подтверждающих дату рождения, наградах (при наличии), письменный рассказ-автобиография в текстовом формате (word) о жизни в годы войны и после и другие подробности жизни можно направлять и на электронную почту sp@038.pfr.ru. Возникающие вопросы можно уточнить по телефону 8-(4162) 202-342 с 10-00 до 12-00 в рабочие дни.
-- Очерки «Не гаснет памяти свеча» - настоящий кладезь исторических свидетельств жизни амурчан, которые были детьми в военное время. Сейчас появилась возможность существенно дополнить уже имеющуюся информацию о труде и быте военных времён, -- отметила Елена Самбур, председатель Правления Амурского «Союза пенсионеров России».
Собирать воспоминания «детей войны» амурский «Союз пенсионеров России» начал в 2012 году. Тогда же был издан первый сборник «Не гаснет памяти свеча», второй выпустили в 2014 году. Третья и на тот момент заключительная книга была презентована в апреле 2015 года. В общей сложности, в трёх изданиях собрано более 700 исторических свидетельств жителей Амурской области, которые рассказывают о военном лихолетье 1941-1945 годов. Все сборники рассказов направлены в школы, библиотеки и музеи региона.
Согласно закону Амурской области, «дети войны» это лица, родившиеся в период с 10 мая 1927 года по 3 сентября 1945 года, имеющие трудовой стаж для мужчин 25 лет, для женщин 20 лет.
По информации АРО СПР
Из воспоминаний в изданных сборниках:
«Я родился в окопе в деревне Камышанка Сумской области Украины 10 июля 1943 года. Деревня была оккупирована немцами, и ночевать в доме было опасно, - вспоминает житель Архаринского района Павел Бурлака. – Как-то наша армия решила пойти в наступление, а немцы об этом узнали и ночью покинули село. Артобстрел пришёлся на мирное население. Меня новорождённого, по воспоминаниям сестры, спасала мама. Она прикрывала меня своим телом, а старших детей огромной шалью, чтобы во время обстрелов нас не засыпало землёй».
«Мы жили в Винницкой области… В 9 лет я уже была связной у партизан. Запомнилось, как после боя в селе Микулинцы мы хоронили раненых, определяя кто, где по значкам и медальонам. Одного раненого нашли возле колодца, он пытался достать фляжкой воды, но не мог. Мы спрятали его в погребе, а после выздоровления он ушёл в партизанский отряд», - вспоминает Мария Винник из Тамбовского района.
«Жизнь в колхозе в войну была хуже каторжной. Вместо первого класса меня определили сторожем на базу ОРСа. Трудился более двух лет, а когда начал ходить в школу, меня подменял брат. Он учился с утра, и мы с ним работали по 4 часа», - вспоминает Виктор Деркач из Ромненского района.
«Отца призвали на фронт сразу после объявления войны. Мама осталась с шестью детьми, младшему было 10 месяцев. И вот, в 1943 году к нам в дом пришёл военный дяденька, развязал вещмешок и угостил нас сахаром. Когда пришла мама, она воскликнула: «Дети, это же ваш отец!». Он вернулся в войны инвалидом…», - пишет жительница Райчихинска Людмила Гладких.