С января 2010 года вступили в действие Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона 212-ФЗ...». Эти законы внесли существенные изменения в пенсионное законодательство:
Отменен единый социальный
налог, пенсионная система с 2010 года
переходит на страховые принципы. В
отличие от ЕСН — налога, который
поступал в федеральный бюджет, страховые
взносы поступают напрямую в ПФР. С 2010 года администрирование
СВ перешло от налоговых органов к
Пенсионному фонду и Фонду обязательного
социального страхования. Другими
словами, контроль за уплатой СВ
осуществляют ПФР и ФСС. При этом ПФР
контролирует страховые взносы на ОПС
и медицинское страхование. Таким
образом ПФР получил возможность
напрямую влиять на собираемость СВ. До
2010 года СВ на ОПС начислялись на
заработок до 600 тыс. руб. в составе ЕСН
и применялась регрессивная шкала
тарифов (чем больше база, тем ниже
тариф). Тарифы по СВ начисляются на
доход до 415,0 тыс. рублей (страхуемый
заработок), а на доход более этой суммы
СВ не начисляются. В
2011 году тарифы СВ будут увеличены (таблица
1). Размер
максимального страхового заработка
будет индексироваться ежегодно в
соответствии с ростом средней заработной
платы. Таким образом
законодательно ограничен максимальный
размер СВ, уплачиваемый за каждого
работника, что ведет к ограничению
размера будущей пенсии. Возникает
вопрос, а что же делать гражданам с
высоким заработной платой, как
увеличить будущую пенсию? Такую возможность дает
Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О
дополнительных страховых взносах на
накопительную часть трудовой пенсии
и государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений». Основные положения этого
закона заключаются в том, что любой
гражданин, вне зависимости от возраста
и факта ведения или не ведения трудовой
деятельности, оформив соответствующее
заявление в ПФР, может вступить в
программу государственного
софинансирования. После вступления
в программу гражданин имеет право уплачивать ДСВ. Размер и сроки уплаты
ДСВ гражданин определяет самостоятельно.
По истечении года государство
софинансирует (увеличивает) поступившие
взносы. Право на софинансирование
получают граждане, уплатившие в течение
года не менее 2000 рублей ДСВ. Размер
софинансирования зависит от того,
является гражданин человеком пенсионного
возраста или нет. Гражданам достигшим
общеустановленного пенсионного
возраста и не обратившимся за
назначением пенсии софинансирование
осуществляется в 4-х кратном размере,
но не более 48000 рублей/год, остальным
участникам программы — в размере
уплаченных ДСВ, но не более 12000
рублей/год. Перечислять ДСВ можно
через сбербанк или через своего
работодателя. Граждане, вступившие
в программу, имеют право уплачивать
ДСВ в течение 10 лет с момента На сегодняшний день в
программу государственного
софинансирования вступило 422 жителей
НАО, в том числе 33 жителей сельских
населенных пунктов, 90- поселка Искателей.
За не полных 6 месяцев текущего года
поступило 538 тыс. рублей. В рамках
государственного софинансирования
на ИЛС наших граждан, уплативших ДСВ
в 2010 году поступило 1450,0 тыс. рублей. Суммы
ДСВ, софинансирования учитываются
на ИЛС гражданина и застрахованные
лица имеют право их инвестировать. Инвестирование
осуществляется на основании заявления.
Денежные средства можно перевести
в управляющие компании или
негосударственные пенсионные фонды.
На сегодня право на инвестирование
средств пенсионных накоплений имеют
54 УК и 127 НПФ. Средства ЗЛ, не подавших
заявлений об инвестировании, по
умолчанию передаются в государственную
УК ВНЕШЭКОНОМБАНК. Доходность ГУК
за 2009 год составила 0,97%, и 9%, УК от 7
до 70%, за 1 квартал 2010 года УК до 58%. НПФ
сведения о доходности в ПФР не обязаны
представлять. (Инфляция за 2009 год
8,8%). 5. Вернемся
к законам 212-ФЗ и 213-ФЗ. В соответствии с этими законами
ПФР получил право контролировать
исчисление и уплату страховых
взносов на ОПС и медицинское
страхование. Контроль осуществляется
посредством осуществления выездных
и камеральных проверок. Выездные проверки
будут проводиться на территории
страхователя специалистами
Отделения не чаще чем один раз в
три года, проверяемый период не
может превышать трех календарных
лет. В ходе проверок будет проверяться
правильность и полнота исчисления
СВ. Камеральные
проверки проводятся посредством
проверки отчетных данных,
представляемых страхователями.
Отличие нынешнего года состоит в
том, что если в предыдущие годы
сведения о стаже и начисленных
страховых взносах работающих ЗЛ
представлялись один раз в год в
течение 2-х месяцев (января и
февраля), то в 2010 году эти сведения
представляются 2 раза по полугодиям
в течение 1 месяца, после окончания
отчетного периода (июль). В 2011 году
эти сведения будут представляться
ежеквартально. Кроме того с 2010 года
страхователя обязаны ежеквартально,
также в течение 1 месяца после
окончания отчетного периода,
представлять расчет
по начисленным и уплаченным
страховым взносам на ОПС в ПФР,
страховым взносам на ОМС в ФФОМС
и территориальные ФОМС. Форма расчета уже
знакома страхователям и Вашим
бухгалтерам, они уже сдавали эти
расчеты за 1 квартал. А вот формы
сведений персонифицированного
учета совершенно новые, эти формы
будут представляться страхователями
в первый раз. Прошу обратить внимание,
что форма СЗВ-6-1 в нашем регионе
применяться практически не будет,
т.к. предназначена только для
сведений, не имеющих льготного
стажа работы для исчисления
трудовых пенсий, а НАО — относится
к Крайнему северу, т.е. Имеет
работающие у нас люди имеют льготные
параметры трудового стажа. Поэтому
у нас заполняются формы СЗВ-6-2, к
ним прилагаются описи документов
ф. АДВ-6-3 и опись сведений ф.АДВ-6-2. Также прошу обратить
внимание ваших бухгалтеров на
заполнение периода нахождения в
административном отпуске и на
больничных листах ф. СЗВ-6-3. Если
раньше в отчетах ставили общее
количество дней нахождения на
больничном или в административном
отпуске, то с нынешнего года все
дни должны быть выделены отдельными
периодами. Все основные
изменения, формы документов,
инструктивные материалы записаны
на диски, просим их передать вашим
бухгалтерам. 6. 28-30
июня в 15,00 часов Отделением будут
проводиться семинары по вопросам
представления новых форм отчетов.
По возможности просим обеспечить
присутствие на них бухгалтеров. 7.
Все изменения в законодательстве
нацелены на улучшение пенсионного
обеспечения, но привели к увеличению
документооборота в 3-4 раза. Поэтому
мы настоятельно
рекомендуем представлять отчеты
в электронном виде с ЭЦП по каналам
связи.
В 2010 году сдавать отчетность в
электронном виде обязаны страхователи
с численностью более 100 человек,
а в 2011 году — более 50 человек. Для
подключения к СЭД необходимо
направить в наш адрес заявление,
после чего Вам будет направлено
соглашение о подключении к СЭД
ПФР. Надо также приобрести
программное обеспечение стоимостью
от 2000 до 5100 рублей. Это ПО позволит
сдавать отчеты в электронном виде
с ЭЦП по ИНТЕРНЕТу как в Пенсионный
фонд, так и в налоговые органы. На
сегодня уже
подключены к СЭД муниципальные
образования и их подведомственные
учреждения: - Тельвисочный
с/с - п. Искателей - Хорей — Верский
с/с - Андегский с/с - Коткинский с/с - Карский с/с - Юшарский с/с Подключены к СЭД: - Пустозерский
с/с - Приморско —
Куйский с/с - Пешский с/с - Шоинский с/с - Канинский с/с Этим муниципальным
образованиям направлены предложения
о представлении отчетов в электронном
виде в качестве уполномоченного
представителя за подведомственные
учреждения. Остальным МО
направлены письма с разъяснениями
о необходимости электронного
документооборота. С главными
бухгалтерами всех с/советов мы
разговаривали по телефону, все
понимают эту необходимость и в
той или иной степени готовы сдавать
отчеты в электронном виде. Прошу
поддержать их и оказать необходимую
помощь. 8. В нынешнем
году Пенсионным фондом объявлен
конкурс на лучшего страхователя. Среди сельских советов и
подведомственных учреждений есть
претенденты на звание победителей (список).