Подготовка Пенсионного фонда Российской Федерации к функции администрирования страховых взносов* идет без сбоев в строго установленные сроки, по отдельным направлениям и мероприятиям – с опережением.
Ключевые направления подготовки к администрированию – это работа над нормативной правовой базой, обучение персонала, создание методологического и программно-технологических комплекса администрирования страховых взносов, а также подготовка страхователей к работе в новых условиях.
Пенсионным фондом Российской Федерации разработаны все необходимые формы документов и правила их заполнения страхователями. Формы документов согласованы с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фондом социального страхования (ФСС).
После тщательного обсуждения с территориальными органами ПФР утвердил организационную структуру, оптимальную для осуществления функции администрирования. В центральном аппарате Фонда создан специальный Департамент организации администрирования страховых взносов. Его руководителем назначена Ирина Афонина, ранее занимавшая должность заместителя Управляющего Отделением ПФР по Нижегородской области. В настоящее время идет укомплектование Департамента специалистами. Территориальным органам ПФР для функции администрирования выделено 3 тысячи штатных единиц с 1 октября 2009 года, в 2010 году –2 тысячи.
Завершается подготовка промышленной версии программно-технологического комплекса администрирования, которая будет введена в действие в конце ноября этого года. Уже подготовлена и повсеместно внедрена технология приема отчетов страхователей в электронной форме с электронной цифровой подписью. В 2009 году по этой технологии приняты отчеты по персонифицированному учету от более чем 300 тысяч организаций.
Пенсионный фонд активно взаимодействует с ФОМС, ФСС, Федеральной налоговой службой (ФНС), Федеральной службой судебных приставов (ФССП), Федеральным казначейством, а также органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для координации действий ПФР и ФОМС утвердили план совместных мероприятий, который реализуется в заданные сроки по всем направлениям. Осуществляется информационный обмен между ПФР, ФОМС и ФСС.
Помимо этого создана рабочая группа ПФР и ФНС. Входящие в нее специалисты уже ввели в действие во всех субъектах Федерации технологию сверки плательщиков страховых взносов.
С 1 сентября проводится дистанционное обучение и тестирование специалистов всех территориальных органов ПФР, которые будут осуществлять функцию администрирования, В сентябре и октябре обучение пройдут три тысячи специалистов. Помимо запуска масштабной программы подготовки собственных сотрудников, территориальные органы ПФР проводят обучение страхователей, включая работников бухгалтерских служб. Работа проводится в каждом территориальном органе ПФР в каждом субъекте Федерации в форме семинаров, горячих линий, а также через клиентские службы.
В первую очередь до страхователей доводится информация о том, кто и каким образом должен выплачивать страховые взносы: их обязаны выплачивать все работодатели – юридические лица без исключения, индивидуальные предприниматели, а также самозанятое население – адвокаты, нотариусы и т.д. Причем для большинства из них в связи с переходом на страховые взносы порядок регистрации в ПФР с 2010 года изменен не будет.
Если среднесписочная численность работников организации за предшествующий год превысила 100 человек, то страхователь будет представлять расчеты в Пенсионный фонд в электронном виде по установленному формату с электронно-цифровой подписью. С 2011 года аналогичная обязанность будет у страхователей со среднесписочной численностью 50 и более работников.
* В соответствии с принятыми законами с 1 января 2010 года единый социальный налог заменяется страховыми взносами в бюджеты обязательного пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования. При этом функция администрирования взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования возлагается на Пенсионный фонд Российской Федерации.