По закону получатели пенсий по потери кормильца, граждане, ухаживающие за нетрудоспособными родственниками, а также получатели федеральной социальной доплаты обязаны своевременно сообщать в Пенсионный фонд об обстоятельствах, в результате которых у них прекращается право на назначение и выплату пенсии и социальных выплат. Этими факторами могут быть трудоустройство гражданина, либо отчисление студента из учебного заведения или перевод его на заочное отделение с последующим устройством на работу. Однако есть пенсионеры, которые не торопятся исполнять свои обязательства перед государством, что приводит к такой ситуации, когда гражданин становится должником Пенсионного фонда, а затем не спешит возмещать причиненный ущерб федеральному бюджету. Об организации работы по предотвращению переплат со стороны граждан и мерах профилактики рассказали начальник Управления Пенсионного фонда в г. Северобайкальске Галина Климентьевна Доржиева и заместитель начальника линейного отдела полиции Юрий Владимирович Сивков.
Галина Климентьевна почему возникают переплаты?
Некоторые виды пенсий выплачиваются при определенных условиях, например, пенсия по случаю потери кормильца выплачивается пенсионеру старше 18 лет только при условии его обучения по очной форме в учебном заведении, федеральные социальные доплаты выплачиваются только неработающим.
Соответственно, если пенсионер – студент меняет форму обучения (перевод на заочную, вечернюю форму обучения) или отчислен из учебного заведения, то право на выплату пенсии он теряет. При несвоевременном уведомлении Пенсионного фонда о данном обстоятельстве возникают суммы излишне выплаченных пенсий, т.е. переплаты.
Какая работа проводится в Управлении для предупреждения образования переплат?
Управлением ПФР в г.Северобайкальск и Северо-Байкальском районе проводится целенаправленная работа: публикуются материалы о своевременности представления сведений на основании которых выплачивается пенсия и иные выплаты, размещаются памятки на информационных стендах в клиентском зале, ежемесячно транслируются ролики на ТВ об ответственности физических и юридических лиц за достоверность сведений, представляемых для установления пенсий и иных выплат. На выездных приемах граждан и при приеме граждан специалистами клиентской службой тщательно разъясняются положения пенсионного законодательства.
Каким образом Вы работаете с лицами, допустившими образование переплаты?
Первоначально гражданину предлагается в добровольном порядке возместить причиненный ущерб, т.е. перечислить излишне полученные суммы на счет Отделения.
А если бывший пенсионер злостно уклоняется от возмещения переплаты, то как раз тогда начинается совместная работа Управления и отделов полиции. В Управлении и в линейном отделе полиции определены ответственные специалисты, которые не реже двух раз в месяц проводят встречу для уточнения и сверки проведенной работы, при необходимости проводимые мероприятия корректируются.
Юрий Владимирович, почему Вы сотрудничаете с Управлением, это входит в круг обязанностей ваших специалистов?
Переплаты пенсий, возникающие в связи с нарушением обязательств по своевременному извещению Пенсионного фонда со стороны гражданина – это серьезное нарушение законодательства, т.к. происходит нецелевое расходование денежных средств федерального бюджета и Пенсионного фонда. Действия гражданина, причинившего ущерб федеральному бюджету, квалифицируются ст.159 Уголовного кодекса РФ как «Мошенничество». Поэтому мы считаем, что соблюдение гражданами положений Федерального закона, понуждение граждан возмещать ущерб, причиненный государству - это как раз входит в компетенцию отделов полиции.
Какая сумма переплат была погашена в ходе совместных действий?
За 2012 год было возмещено в федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда более 300 тыс. руб. По одному получателю пенсии по СПК, допустившему переплату пенсии на сумму 100 тыс. руб., установлено новое место жительства и учебы, в результате пенсионное дело выслано по запросу УПФР (по месту нахождения получателя пенсии) для нового назначения пенсии и решения вопроса о погашении переплаты.