В Пенсионный фонд зачастую за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ранее установленного возраста обращаются водители маршрутных автобусов, работающие на городских маршрутах. Однако, не смотря на напряженный рабочий график, нагрузки, не всегда решение по назначению досрочной трудовой пенсии по старости ранее установленного возраста положительно.
Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью.
К одной из таких категорий относятся и водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, проработавшие не менее 20 и 15 лет, и имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В таком случае они имеют право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ранее установленного срока в возрасте 55 лет - мужчинам, и 50 – женщинам.
Но, для того, чтобы выйти на пенсию досрочно, необходимо, прежде всего, подтвердить трудовой стаж. Порядок подтверждения специального трудового стажа для водителей утвержден Министерством Транспорта РФ, и включает в себя перечень документов, необходимых для подтверждения специального стажа – приказы о назначении на работу водителя, путевые листы.
Формы путевых листов, в том числе для автобусов разработаны и утверждены Госкомстатом. На оборотной стороне путевого листа имеются реквизиты для заполнения: время отправления (по графику и фактически) и время прибытия (по графику и фактически), на основании которых можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал, все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт маршрута по расписанию с учетом допустимых отклонений.
При отсутствии путевых листов, как документа, на основании которого можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц, необходимо представить справки с предприятий, с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Регулярными пассажирскими перевозками являются перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
- Как правило, водителями маршрутных автобусов, работающих на городских маршрутах г. Улан-Удэ такой учет не ведется, графики движения по маршруту с указанием времени отправления от одного конечного пункта и время прибытия в другой конечный пункт, периодичность этих рейсов не составляются, в связи с чем установить регулярность движения конкретного автобуса невозможно – отметила главный специалист-эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ОПФР по РБ Светлана Бакшаева.
Потому, маршрутные таксомоторные перевозки не относятся к регулярным пассажирским перевозкам, а являются специальными, так как для них не устанавливается регулярность. В этой связи водителям автобусов, работающих в режиме маршрутных таксомоторных перевозок, оснований для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим подпунктом не имеется.
- Более того, водители автобусов, работающих на маршруте, зачастую являются индивидуальными предпринимателями, сами производят оплату страховых взносов за себя, причем, как правило, платят только фиксированный платеж, т.е. установленный минимум. Индивидуальные сведения представляются в Пенсионный фонд без указания кода льготы особых условий труда – добавила Светлана Бакшаева.
С 1 января 2013 г. вступила в силу ст. 58.3 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов" Федерального закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В соответствии с новой статьей, в стаж на соответствующих видах работ включаются только те периоды работы, за которые произведена уплата дополнительного тарифа страховых взносов с 1 января 2013 года.
Индивидуальные предприниматели, работающие на городских маршрутах, не производят начисление и оплату дополнительного тарифа страховых взносов на себя и своих работников.
Тем не менее, водители, осуществляющие маршрутные таксомоторные перевозки, могут рассчитывать на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ранее установленного возраста. При условии предоставления документального подтверждения о занятости на регулярных пассажирских перевозках (то есть предоставить путевые листы, соответствующие стандарту Госкомстата, графики работы с отметкой об отправлении и прибытии в пункт назначения с указанием периодичности рейсов автобуса), а так же при условии оплаты дополнительного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.