В первом полугодии 2016 года отделение Пенсионного Фонда по Республике Дагестан по исполнению годового прогнозного плана заняло лидирующее место среди всех субъектов Северо-Кавказского округа и 22-е место в целом по Российской Федерации. В интервью РИА «Дагестан» и.о. управляющего отделения Азнаур Гаджимирзоев рассказал, какие задачи стоят перед учреждением на следующее полугодие, как поставлена работа районных управлений.
– Азнаур Нажмудинович, прошло чуть больше месяца, как Вы были назначены и. о. управляющего ОПФР по РД. Участок ответственный, если не сказать жизненно важный. Огромный бюджет, социально значимые направления работы, в базе данных – вся республика! Итак, с чего начали работу?
– Прежде всего, стоит отметить, что в системе пенсионного фонда я не новичок – 3 года проработал заместителем начальника Управления ПФР в СКФО. Поэтому при назначении сюда уже знал все сильные стороны отделения и некоторые недоработки.
Сразу хочу сказать, что сильных сторон очень много. Прежде всего, очень профессиональный коллектив, который формировался годами, и отлаженный механизм работы. Стоит отметить, что ведомство работает, что называется, «по часам», и в этом немалая заслуга прежнего руководства ОПФР по РД. И сегодня – это хорошие результаты, и главное – желание идти вперед. Именно этот факт я хочу отметить в первую очередь.
За этот короткий период я уже побывал в нескольких управлениях, и хочу однозначно отметить то, что нам есть чем гордиться. Но, вместе с тем, имеются, как я уже говорил, и недоработки. Но в нашей работе, когда пенсионное законодательство совершенствуется с каждым днем, избежать таких факторов просто невозможно. Будем работать, будем исправляться. Главный итог, к которому мы стремимся, – это качественное обслуживание населения!
– На самом деле пенсионное законодательство совершенствуется с каждым днем. Мы можем это наблюдать, прежде всего, в СМИ. Но вопросы остаются. Скажите, пожалуйста, как все эти нововведения работают в Дагестане, и вообще в чем они заключаются?
– Ну, прежде всего, стоит отметить то, что в нашей стране начался новый, 4 этап пенсионной реформы, которая, в общем-то, продолжается 25 лет. Заключается она в том, что введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования.
Эти нововведения касаются и пенсионеров, и тех, кто только собирается выходить на пенсию, ну и совсем еще молодых людей, у которых трудовая деятельность только начинается.
Трудовая пенсия по старости, как известно, трансформировалась в два самостоятельных вида пенсии: страховую и накопительную. Первая формируется не в рублях, как раньше, а в пенсионных баллах. В рамках солидарной системы, то есть за счет выплаченных в наше ведомство страховых взносов, осуществляется финансирование выплаты страховой пенсии. Накопительная пенсия, напротив, не имеет солидарного характера: взносы, уплачиваемые на накопительную пенсию, на выплаты текущих пенсий не идут.
Ну и, пожалуй, самый задаваемый вопрос о том, что необходимо гражданину для того, чтобы получать высокую страховую пенсию. Достойный размер заработной платы, длительность страхового стажа, возраст обращения за страховой пенсией и стоимость одного балла, который ежегодно определяется правительством. Граждане, которые приобрели право на страховую пенсию и не обращались за ее назначением либо отказались от ее получения, соответственно, получат пенсию в повышенном размере с применением так называемых премиальных коэффициентов. И вообще все можно упростить, обратившись к электронным видам услуг ПФР. Любой гражданин может зайти на сайт ПФР и, воспользовавшись пенсионным калькулятором, предварительно рассчитать размер своей будущей пенсии.
– Вы сказали, что страховые взносы имеют колоссальное значение для формирования достойного социального будущего гражданина. В последнее время эта тема очень актуальна на разных уровнях. В том числе и в рамках многочисленных республиканских и муниципальных совещаний по ликвидации неформальной занятости, где вопрос искоренения «зарплаты в конвертах» – приоритетный. Ваше мнение – люди с годами осознают, что «серые схемы» – это для них просто невыгодно? И вообще, как у нас с задолженностью по страховым взносам?
– Вам, думаю, известно об изменениях порядка администрирования страховых взносов. Уже подготовлен ряд проектов федеральных законов, связанных с исполнением 13-го Указа Президента Российской Федерации о передаче контроля за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Федеральной налоговой службы.
Однозначно то, что мы поработали неплохо. Но есть и проблемы. Даже с бюджетниками. В последнее время их текущая задолженность образуется из квартала в квартал и остается нерешенной проблемой. Задача номер один, поставленная мною перед территориальными подразделениями, – в кратчайшие сроки ликвидировать задолженность бюджетных учреждений через суд и в установленные сроки. Только за июнь 2016 года территориальными подразделениями подготовлено и направлено около 100 материалов на взыскание в судебном порядке недоимки на сумму 92 млн рублей. Дала свои результаты и адресная работа с бюджетниками. В добровольном порядке погашено требований на 67 млн рублей.
Ну, а реальные проблемы существуют с индивидуальными предпринимателями. Чаще всего эта категория не платит из-за незнания законов. Дескать, я не осуществлял деятельность и думал, что с Пенсионным фондом вопрос закрыт. Но это не так. Страховые взносы никто не списывает, с каждым годом задолженность растет, и, несмотря на многочисленные напоминания из Пенсионного фонда, люди к нам приходят только тогда, когда видят в квитанции большую сумму долга. Неприятно, но ведь закон никто не отменял. Это не наша прихоть – это установленные государством выплаты для формирования будущих социальных пособий для предпринимателя.
Еще один важный элемент сокращения недоимки – инициирование банкротства должников. Из общей суммы недоимки по страховым взносам плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, 550 млн руб. или 46% составляет задолженность организаций, находящихся на различных стадиях банкротства (ОАО «Дагэнергосеть» – 454 млн рублей, ОАО «Даггаз» – 58 млн рублей, ОАО «Энергострой ЛТД» – 26 млн рублей). Суммы, как видите, говорят сами за себя.
В целом же, могу отметить, что по исполнению годового прогнозного показателя за 6 месяцев 2016 года отделение находится на 1-м месте в СКФО и на 22-м месте по Российской Федерации. Это хороший результат, который держится не один год. Сегодня мы понимаем, что нельзя снижать темп, а главное – сделать все возможное, чтобы ликвидировать оставшуюся задолженность.
– Электронные виды услуг ПФР – это одно из самых продвинутых и очень доступных направлений вашей работы. Как идет процесс с их внедрением в Дагестане, чему больше, наваш взгляд, отдают предпочтение жители республики? Общению вживую со специалистом клиентской службы или же предпочитают это сделать одним нажатием пальца?
– Вы правильно подметили. Дагестанцы остаются верны традициям. Я про живое общение со специалистами клиентских служб. Но в последнее время стереотипы меняются. Электронные виды услуг ПФР становятся все более популярными у населения. И на то есть свои причины.
Посудите сами, зарегистрировавшись на сайте госуслуг, человек получает доступ к большим возможностям. Тот же «личный кабинет застрахованного лица» – это прием и обработка заявлений о назначении и доставке пенсии, поступивших в форме электронного документа. Кроме того, сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии.
Или же сервис «ФГИС Досудебное Обжалование». Это федеральная государственная информационная система, обеспечивающая процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Граждане имеют возможность подачи жалобы через портал государственных услуг.
Скажу честно, особенно мы рады появлению специализированного сайта «Ваш контроль». Я хочу подчеркнуть, что это отличная возможность для наших клиентов оставить отзывы о качестве оказываемых государственных услуг. Причем, помимо положительных отзывов, граждане могут оставить и жалобу, на которую наш специалист даст комментарий с соответствующим пояснением. Признаюсь, это большое подспорье в работе. Так же, как и смс-опрос, когда опять-таки соответствующим способом можно и даже нужно дать оценку деятельности руководителям структур с учетом качества предоставления ими государственных услуг.
Кроме того, «это предварительная запись на прием», когда человек заранее определяет удобное для него время визита в клиентскую службу, «общение по скайпу» со специалистами территориальных подразделений, онлайн-приемная, когда вопросы гражданин может задавать через электронную почту.
Ну и, конечно же, наше взаимодействие с Государственным автономным учреждением РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», с которым в мае подписано дополнительное соглашение. В рамках этого документа МФЦ оказывает 18 видов услуг ПФР. Словом, налицо тот факт, что при помощи электронных носителей мы максимально исключаем любую коррупционную составляющую. Однозначно, что за ними будущее.
– На сайт Пенсионного фонда часто заглядывают наши земляки, чтобы поинтересоваться тем, какой пакет документов необходимо собрать для оформления пенсии. Часто люди оттягивают приход в Пенсионный фонд, ссылаясь на нехватку времени. Как идет заблаговременная работа с будущими пенсионерами? Как это происходит – путем подворных обходов или же рассылки о том, что человеку необходимо явиться для того, чтобы оформить пенсию? Что у вас для этого предусмотрено?
– У нас для этого существует отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Они собирают сведения о такой категории лиц по всей республике, и завершена такая заблаговременная работа должна быть не менее чем за месяц до наступления права на установление страховой и социальной пенсии, исключая страховые пенсии по инвалидности и потере кормильца. Взаимодействие на местах с предприятиями и организациями очень отлажено. Но сейчас задача номер один – это организация электронного документооборота территориальных органов ПФР со страхователями. Или проще – это представление в наше ведомство кадровыми службами организаций документов для назначения пенсии работнику в электронном виде. На сегодняшний день рассматривается вопрос о подписании соответствующего соглашения между ОПФР по РД и филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД. А на местах, что особенно стоит отметить, уже подписаны подобные документы с 314 страхователями.
– Сегодня, оказавшись на территории Пенсионного фонда республики, сразу бросается в глаза пандус, поручни и все необходимое для передвижения инвалидов. Это очень важно. Тем более, что в стране идет реализация Федеральной программы «Доступная среда». К Вашему ведомству она имеет, наверное, первостепенное отношение. Как обстоит ситуация в городах и районах с реализацией этой социально важной программы?
– Я больше Вам скажу, в отделе по приему граждан Центра по выплате пенсий ОПФР по РД, где вы и увидели пандус, оборудовано дополнительное специальное помещение для инвалидов, которое оснащено обратной видеосвязью с руководством отделения, имеется кнопка вызова специалистов отдела по работе с обращениями граждан.
Наша задача – максимально создать такие условия по всем территориям. Сложность решения этой задачи усиливается тем, что большое количество наших зданий до использования Пенсионным фондом имело, как правило, другое функциональное назначение и к тому же было построено без учета требований доступности для маломобильных групп населения. В этих условиях мы по мере финансирования переоборудуем наши здания, учитывая все требования.
Более того, согласно приказу министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Плана мероприятий Пенсионного фонда РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг», отделением ПФР по РД была создана выездная комиссия и утвержден график выездов для обследования объектов территориальных органов на соответствие требованиям доступности и оказания услуг для инвалидов. В результате во всех районных управлениях (отделах) заменены высокие бордюры, выделены места для парковки автотранспортных средств, стоянки оборудованы специальными знаками, ширина парковочного места доведена до нужных размеров, парковочные места выделены разметкой. Дорожная часть на пути к зданиям оснащена специальными знаками и установлены разметки пешеходных переходов. Административные здания оснащены телефонными аппаратами с учетом инвалидов по слуху, зрению с регулировкой громкости для слабослышащих, кнопками вызова работников клиентских служб. В зданиях установлены специальные входы для инвалидов, обозначенные светодиодными знаками.
Мы понимаем всю важность этого направления. Мы работали и будем работать на благо наших клиентов. И это не просто слова. Единственное, к чему я призываю своих земляков, – помогать нам. Помогать своим мнением, советами по улучшению качества обслуживания. Достаточно сказать, что ни один капитальный ремонт здания мы не начинаем без общественных слушаний, где местный актив высказывает свои пожелания. Они бывают очень полезными, мы обязательно их учитываем. Мы работаем для граждан нашей республики, их мнение для нас очень важно!