Пенсии в кризис
- Антон Викторович, что произошло с пенсионными накоплениями в кризис?
- Напомню, что пенсия в России формируется из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть устанавливается законом и выплачивается в виде фиксированной суммы, а страховая - персонифицирована, то есть у всех разная в зависимости от трудового и страхового стажа, размера зарплаты. Обе эти части формируются сейчас за счет единого социального налога (ЕСН), который работодатели платят в бюджет. Соответственно, эти части пенсии из федерального бюджета потом и выплачиваются. Кризис на этот процесс никак не повлиял.
Собственно пенсионные накопления - это накопительная часть пенсии, которая по законодательству формируется у россиян 1967 года рождения и моложе и сейчас составляет 6% от фонда оплаты труда. Средства накопительной части пенсии передаются управляющим компаниям, которые инвестируют их в различные финансовые инструменты. По желанию человека средства накопительной части его будущей пенсии направляются либо в государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк (ВЭБ), либо в частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
В прошлом году общее падение фондового рынка превысило 80%, что не могло не сказаться на доходности инвестирования пенсионных накоплений. Большинство частных управляющих компаний показали отрицательные результаты. Но при этом нельзя забывать, что 90% пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию находятся в государственной управляющей компании - Внешэкономбанке. Результат ВЭБа по итогам 2008 года - минус 0,46%. Это практически нулевая доходность. Но уж точно не катастрофа, особенно если учесть общую неблагоприятную конъюнктуру. Все это благодаря тому, что у нас есть жесткие законодательные требования к перечню ценных бумаг, в которые могут вкладываться пенсионные деньги.
Первые массовые выплаты пенсий гражданам, имеющим накопительную часть пенсии, начнутся лишь в 2023 году. Кризис - это все-таки краткосрочное явление. Предшествовавший ему рост и, будем надеяться, последующий рост финансового рынка нивелируют убытки 2008 года. Этот процесс уже начался. В I квартале 2009 года практически все компании, управляющие пенсионными деньгами, показали положительную доходность.
- Кризис выявил слабые места в управлении пенсионными деньгами. Какие уроки следует извлечь?
- Уроки кризиса в первую очередь показательны для негосударственных пенсионных фондов. Анализ их финансового состояния, инвестиционных портфелей показывает, что нужны дополнительные меры по обеспечению их устойчивости. Это, например, создание страховых фондов для НПФ, которые будут гарантировать клиентам возврат как минимум основной суммы средств, корректировка инвестиционной декларации, в том числе с целью создания условий для более быстрого реагирования управляющих компаний при неблагоприятных изменениях на финансовом рынке.
- Опыт иностранных государств по повышению эффективности пенсионных накоплений как-то учитывается?
- Например, в Германии НПФ при заключении договоров с гражданами гарантируют возврат основной суммы. Из-за этого у них доходность пониже, поскольку необходимы отчисления для создания взаимных страховых фондов. Создание таких страховых фондов в России, на мой взгляд, - одно из перспективных направлений.
Второе направление - это расширение инвестиционного портфеля государственной управляющей компании. Мы тоже к этому идем. В Госдуму уже внесен законопроект, который предусматривает расширение портфеля ВЭБа, чтобы иметь больше маневренности при инвестировании пенсионных накоплений и таким образом получать большую доходность. В частности, к числу инструментов планируется добавить корпоративные и ипотечные облигации, облигации субъектов Федерации и банковские депозиты.
Отмена ЕСН
- Как отразится на бюджете ПФР предстоящая замена ЕСН на страховые взносы?
- Изменится сам принцип работы пенсионной системы. Работодатель будет платить взнос в систему обязательного пенсионного страхования за своего сотрудника, и эта сумма сразу же будет фиксироваться на индивидуальном счете гражданина в Пенсионном фонде. И потом вернется к нему в виде пенсии.
Ситуация с доходами бюджета Пенсионного фонда станет более предсказуемой. Будет четко видно, хватает ли этих средств для выплаты текущих пенсий и насколько обоснован трансферт из федерального бюджета. Таким образом, всегда можно будет сопоставить уровень индексации пенсий и страховой тариф, чтобы сбалансировать доходы и расходы Пенсионного фонда. Плюс не будет дублирующих финансовых потоков - сначала в федеральный бюджет, потом из федерального бюджета в ПФР на выплату пенсий.
- Что изменится для работников?
- Отмена ЕСН ничего принципиально не меняет для работников, так как все обязательные платежи по-прежнему будет осуществлять работодатель.
Базовая и страховая части пенсии будут индексироваться одновременно и по единым правилам, а не как сейчас - в разные сроки и по разным основаниям.
Пенсии - для бедных
- Почему меняется размер фонда оплаты труда, с которого будут взиматься страховые взносы?
- Необходимость в этом есть. Регрессивная шкала ЕСН несколько лет не индексировалась. Сегодня фонд оплаты труда, от которого 20% поступает в систему обязательного пенсионного страхования, ограничен пределом в 280 тысяч рублей в год на одного работника. При фонде оплаты труда от 280 до 600 тысяч рублей взимается 10%, свыше 600 тысяч - лишь 2%. Поэтому разработчики законопроектов вообще убрали такую регрессивную шкалу и повысили уровень фонда оплаты труда, с которого будет взиматься страховой взнос, до 415 тысяч рублей в год на одного работника. Для тех, у кого зарплата выше, есть много других способов увеличить свою будущую пенсию, не увеличивая нагрузку на бюджет и работодателя. Например, участие в программе государственного софинансирования пенсии или различные корпоративные и добровольные системы пенсионного обеспечения, которые ведут НПФ.
- Будет ли и дальше покрываться дефицит средств ПФР из государственного бюджета?
- Дефицит - это один из мифов, которые окружают Пенсионный фонд. Есть расходы Пенсионного фонда, которые всегда будут финансироваться за счет трансфертов из федерального бюджета, потому что это собственно расходы государства, которые осуществляются через ПФР. Например, выплата материнского капитала, денежные выплаты и пособия различным категориям льготников и т.п. Есть и обязательства по выплате пенсий, связанные с переходом от советской системы пенсионного обеспечения к системе пенсионного страхования. Есть выплаты досрочных пенсий гражданам, отработавшим на вредных производствах, которые также берет на себя государство. Плюс в последние годы пенсии существенно растут, эти темпы превышают инфляцию. По этим обязательствам нам от бюджетного финансирования не уйти.
Но если говорить о дефиците как о разнице между поступлениями в систему обязательного пенсионного страхования и текущими расходами на выплату пенсий, то те меры, которые сейчас планирует ввести правительство, как раз направлены на обеспечение сбалансированности пенсионной системы. Тот страховой тариф, который будет установлен с 2011 года, то есть 26% от фонда оплаты труда, как раз позволит постепенно снизить величину трансфертов из бюджета.
Как повысить пенсию
- Посоветуйте, что выбрать для инвестирования накопительной части пенсии: государственную или частную УК или НПФ?
- Это личный выбор каждого. Советы давать здесь очень сложно, да и не нужно. Разница в том, что государственная управляющая компания - очень консервативный инвестор, поэтому даже на растущем рынке у нее доходность, как правило, меньше, чем у частных УК. Вы сами для себя должны решить, что выбрать: меньшую доходность с меньшим риском или больший риск, но при этом и потенциально большую доходность. Что касается НПФ, то сегодня большинство их клиентов - участники корпоративных программ добровольного пенсионного страхования. Многие крупные корпорации имеют отраслевые НПФ и отчисляют в них дополнительные взносы на будущую пенсию своих сотрудников. Кому-то удобно все сосредоточить в одних руках - и добровольное пенсионное обеспечение, и часть обязательного пенсионного страхования. Единственное, что могу посоветовать: при выборе НПФ обращайте внимание не на краткосрочную доходность вложений в какой-то отдельный период, а на всю историю работы фонда, его репутацию и размер капитала.
- Возможен ли в связи с кризисом пересмотр пенсионного возраста?
- Сегодня увеличение пенсионного возраста в России не планируется. Но при этом государство намерено стимулировать тех, кто по достижении пенсионного возраста продолжает работать и не оформляет пенсию. В Госдуму уже направлен законопроект, который предусматривает увеличение пенсионного капитала на 6% в год для тех граждан, кто имеет 30 лет трудового стажа к моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 - для мужчин. - "Труд"), но не торопится выходить на пенсию.
Также для россиян, достигших пенсионного возраста, но не оформляющих пенсию, созданы особые условия участия в программе государственного софинансирования пенсии: за счет правительства их добровольные взносы в фонд будущей пенсии будут увеличены в 5 раз, то есть человек вносит в свою накопительную часть пенсии 12 тысяч рублей в год, а государство добавляет еще 48 тысяч.
В целом же так просто повысить пенсионный возраст нельзя. В большинстве стран, где это произошло, отмечался высокий уровень работающих пенсионеров. Тогда есть смысл существующее де-факто закрепить де-юре.
- Программа государственного софинансирования пенсии действует уже больше полугода. Каковы промежуточные итоги?
- С 1 октября прошлого года в программу вступили свыше 1 миллиона 300 тысяч россиян. Мы и предполагали, что в первый год в нее вступят около полутора миллионов человек. Год еще не завершился, но очевидно, что программа идет успешно.
За неполные 5 месяцев участники перечислили свыше 400 миллионов рублей. Напомню, что, если участник программы перечислит в фонд своей будущей пенсии от 2 до 12 тысяч рублей в год, государство удвоит эти деньги. Большинство вступивших в программу пока внесли меньше годового минимума в 2 тысячи рублей, но мы надеемся, что все в полной мере понимают суть программы и правила платежей и до конца года это отставание ликвидируют.
- А вы сами участник этой программы?
- Я в эту программу вступил. И не должности ради, а потому что считаю, что это выгодно. Добровольные взносы фиксируются на вашем личном счете в Пенсионном фонде, а государство гарантирует ежегодную 100-процентную доходность в течение 10 лет. Да плюс еще и ваш, и государственный взносы инвестируются управляющей компанией, и доход от этого также идет на увеличение вашего пенсионного капитала.
- Посоветуйте молодым людям, как лучше позаботиться о будущей пенсии?
- Надо интересоваться состоянием своего счета в Пенсионном фонде смолоду. Работать в компании, которая платит "белую" зарплату, а не "в конвертах" - это означает, что работодатель отчисляет за вас страховые взносы в ПФР в полном объеме. Целевые ориентиры пенсионного обеспечения сейчас соответствуют европейским - нынешние молодые люди смогут получать в виде пенсии до 40% от утраченного заработка, с которого выплачивали страховые взносы. Но тут нужно помнить, что государственная пенсионная система все-таки рассчитана на тех, кто имеет доходы не выше среднего. И сумма годового заработка, с которого берутся отчисления в ПФР, будет ограничена 415 тысячами рублей. Если же вы хотите получать более высокую пенсию, помимо обязательного пенсионного страхования надо участвовать в добровольных программах. Как, например, жители той же Германии или других развитых стран, которые заранее просчитывают, какую пенсию могут получить от государства, и, чтобы увеличить ее, вступают в добровольные программы и фонды.
Что вы как глава Пенсионного фонда можете пообещать нынешним пенсионерам?
- Во-первых, все пенсии и пособия выплачиваются и будут выплачиваться в срок и в полном объеме. При этом в 2009 году пройдут четыре повышения пенсий. В результате темпы роста пенсий примерно на 19% превысят инфляцию, то есть пенсии вырастут не только в номинальном, но и в реальном выражении. К концу года средний размер социальной пенсии достигнет уровня прожиточного минимума, а средний размер трудовой пенсии превысит его в 1,3 раза. В 2010 году произойдет переоценка пенсионных прав граждан, сформированных до пенсионной реформы 2002 года. Пенсионный капитал всех, кто имел трудовой стаж до 2002 года, будет проиндексирован на 10%. Те, кто работал в советское время, получат еще и по 1% дополнительной индексации за каждый год стажа до 1991 года. Таким образом, прибавка к пенсии для пенсионеров старшего поколения составит 1200-1700 рублей. В результате в 2010 году средняя трудовая пенсия по старости будет составлять 7946 рублей, социальная пенсия - 4917 рублей. Повышение пенсий старшему поколению позволит сократить число тех, кто получал пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера.
Высокие темпы роста пенсий сохранятся и в будущем. По планам правительства к 2016 году средний размер трудовой пенсии должен составить 2,5 прожиточных минимума пенсионера. Задача Пенсионного фонда будет по-прежнему заключаться в том, чтобы своевременно эти пенсии назначать и выплачивать, производя все необходимые перерасчеты. Мы с этими задачами справляемся и сделаем все, чтобы справляться и в дальнейшем.
Цифры
1,3 миллиона россиян присоединились к государственной программе софинансирования пенсий
2000 рублей в год - это минимальный взнос, позволяющий принять участие в программе софинансирования пенсий
40% заработка смогут получать нынешние молодые люди, когда выйдут на пенсию
19% - на столько темпы роста пенсий в этом году превысят инфляцию
7946 рублей будет составлять средняя трудовая пенсия по старости в 2010 году
4917 рублей будет составлять социальная пенсия в 2010 году
2023-й -в этом году начнутся первые массовые выплаты пенсий гражданам, имеющим накопительную часть
Досье
Антон Дроздов
Председатель правления Пенсионного фонда РФ
Родился 4 октября 1964 года в Москве. В 1986 году окончил Московский финансовый институт по специальности "экономист". В 1986-м поступил на работу экономистом в Управление финансирования социального обеспечения Минфина СССР. С 1987 года - экономист Управления финансирования здравоохранения и социального обеспечения Минфина СССР. В 1988 году работал старшим экономистом отдела финансирования социального развития Минфина.
Прошел службу в рядах Советской Армии. С 1989 года занимал разные должности в Министерстве финансов РФ: ведущий экономист отдела финансово-социального развития, эксперт I категории сводного валютно-экономического отдела, заместитель начальника, начальник отдела Управления валютно-финансового регулирования Минфина России.
В 1994 году назначен заместителем начальника Главного управления федерального казначейства Минфина России.
С 1999 по 2008 год работал в аппарате правительства Российской Федерации: начальник департамента финансов, заместитель руководителя аппарата правительства Российской Федерации, директор департамента экономики и финансов правительства Российской Федерации.
17 июля 2008 года назначен председателем правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Награжден орденом Почета, присвоено звание "Заслуженный экономист РФ".
Женат, растит дочь и сына.
Ширманова Татьяна
http://www.pfrf.ru/content/view/4095/131/