О финансировании предупредительных мер по профилактике производственного травматизма

     С 1 января 2013 года вступили в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от  10.12.2012 №580н.

     Выделение страхователям средств на финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования РФ на основании заявления страхователя, к которому прилагаются план финансового обеспечения и документы, обосновывающие необходимость предупредительных мер.

     Согласно п.3  Правил предусматривается финансовое обеспечение за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний 12 мероприятий:

а) проведение специальной оценки условий труда;

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте отдельных категорий работников;

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными  и  (или) опасными  условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением,  специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ либо на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития  России от 16.02.2009 г. № 46н;

з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые  перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (перечень приобретаемых медицинских изделий для укомплектования аптечек определен приказом Минздравсоцразвития РФ от 5 марта 2011 г. №169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»);

л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.

     Сумма финансового обеспечения на предупредительные меры не может превышать 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

     Также предусмотрен особый порядок финансирования малых предприятий с численностью работников до 100 человек. В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

— 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в данном периоде;

— сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

     Таким образом, в текущем календарном году малые предприятия, имеющие на момент подачи заявления о выделении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер численность менее 100 работников могут воспользоваться правом на получение суммы финансирования предупредительных мер, рассчитанной из сумм страховых взносов, уплаченных за три предшествующих года, в том случае, если они не обращались за финансированием в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году.

     В то же время необходимо отметить, что в тех случаях, когда не истек срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» страхователь вправе для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер использовать действующие результаты   аттестации рабочих мест по условиям труда.

     Срок приема заявлений страхователей о выделении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер не изменился – заявления принимаются до 1 августа текущего года (пункт 4 Правил).

     Правила предусматривают следующие основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер:

а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства полностью распределены.

г) при предоставлении  страхователем неполного комплекта документов.

     При этом страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного пунктом 4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.

      С 1 июля 2017 года согласно постановлению Правительства РФ от 21.04.2011г. №294 региональное отделение участвует в реализации пилотного проекта «прямые выплаты». Данным постановлением предусмотрено, что страхователи получившие разрешение на финансирование предупредительных мер обращаются в региональное отделение с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря текущего года. На основании представленных страхователем документов региональное отделение возмещает расходы страхователя путем перечисления средств на расчетный счет страхователя, указанный в заявлении.

     Проводимые предупредительные меры позволяют осуществить  заблаговременное выявление риска угрозы жизни и здоровью работника на каждом рабочем месте путем проведения достоверной оценки условий труда и оценки состояния здоровья в динамике, а также принять меры по снижению профессиональных рисков  для жизни и здоровья работников.

       Основными документами для руководства, как и ранее, остаются:

  • Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н;
  • Положение об особенностях возмещения расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294,
  • Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденному Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.09.2014 №598н.

Специалисты Регионального отделения Фонда всегда готовы проконсультировать о порядке предоставления финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ