События

Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде всего, я хотел бы поприветствовать всех участников форума и поздравить Вас с его открытием. Сегодня появилась новая серьезная площадка для обсуждения вопросов пенсионного обеспечения, пенсионного страхования. В работе форума принимают участие все заинтересованные стороны - застрахованные лица и работодатели, представители власти, в том числе и региональной, профсоюзов, участники финансового рынка, научная общественность. Мы все пришли сюда, чтобы обсудить пути дальнейшего развития отечественной пенсионной системы. Результаты обсуждения и выработанные подходы по решению стоящих сегодня перед нами сложных вопросов, безусловно, будут учтены Пенсионным фондом Российской Федерации в своей работе.

На днях Пенсионному фонду России исполняется 18 лет. Сегодня ПФР - один из важнейших социальных институтов нашего государства. Мы выплачиваем пенсии 38,5 миллионам граждан, а социальные выплаты - 20 миллионам. В системе персонифицированного учета ПФР хранится информация о пенсионных счетах 127 миллионов человек. ПФР работает с 5 миллионами страхователей, т.е. работодателей. Бюджет Пенсионного фонда в 2008 году составляет по расходам почти 2,4 триллиона рублей или 5,6% ВВП страны.

В начале коротко расскажу о предварительных итогах 2008 года. В текущем году Пенсионный фонд России реализовал весь комплекс мер, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения наших граждан. С 1 августа этого года на 15% увеличена базовая часть пенсии. Страховая часть повышалась трижды - 1 февраля, 1 апреля и 1 августа. Суммарно повышение составило 30%. Таким образом, по состоянию на 1 октября средний размер трудовой пенсии по старости достиг 4 902 рубля. Увеличение с начала года составило 24%. А пенсия по случаю потери кормильца стала больше на 30%. Также с 1 января текущего года были повышены размеры базовой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности для 1,6 миллиона пенсионеров, имеющих длительный стаж работы в районах крайнего Севера. Сейчас средний размер пенсии для "северян" достиг 6 507 рублей.

В 2008 году в России появилась новая категория пенсионеров - отставные военнослужащие, а также госслужащие, которые, после выхода на пенсию, работали, и за которых выплачивались страховые взносы. Они получили законные права на назначение страховой части трудовой пенсии или ее доли. По состоянию на декабрь, в территориальные органы Пенсионного фонда обратилось более 275 000 военнослужащих и 2 500 государственных служащих.

Если говорить о работе Пенсионного фонда по назначению и перерасчету пенсии, то хотел бы отметить следующее. В обеспечение всех мероприятий, связанных с повышением пенсии в текущем году, территориальные органы Пенсионного фонда приняли в клиентских службах более 19 миллионов человек и вынесли 180 миллионов решений и распоряжений, связанных с назначением и перерасчетом пенсии.

Помимо выполнения главной задачи - реализации федерального законодательства по обязательному пенсионному страхованию - на Пенсионный фонд России возложены и государственные функции в области социальной защиты. В 2008 году на эти цели выделено более 260 миллиардов рублей. Прежде всего, речь идет о наших ветеранах. В 2008 году дважды увеличен размер ежемесячных денежных выплат - с 1 апреля и с 1 июля. В общей сложности, до 10,5%. Таким образом, в 2008 году средний размер дохода инвалида или участника Великой Отечественной Войны с учетом других выплат составит свыше 15 тысяч рублей, а к концу 2009 года - около 19 тысяч.

В 2008 году продолжена практика реализации Федерального Закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Отмечу, что это качественно новое направление работы Пенсионного фонда. Нами сформирован и ведется федеральный регистр лиц, имеющих право на получение "материнского капитала". По состоянию на 1 декабря, территориальными органами Пенсионного фонда вынесено более 845 тысяч решений о выдаче сертификата, что в 2 раза больше, чем в 2007 году. Расходование средств материнского капитала на погашение ипотечных кредитов начнется на год раньше, уже с января 2009 года. Решение об этом принято в Правительстве Российской Федерации. Сейчас готовятся соответствующие уточнения в бюджет Пенсионного фонда.

Хочу особо остановиться на том важном решении, которое стимулирует участие россиян в увеличении уровня своего пенсионного обеспечения. В апреле этого года принят Федеральный Закон о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, 56-ФЗ. Данный закон дает старт программе государственного софинансирования пенсии. В народе ее уже окрестили "программа 1000 на 1000". Т.е. на каждую тысячу рублей, перечисленную гражданином в накопительную часть своей будущей пенсии, государство доплатит еще тысячу рублей в год.

Участвуя в софинансировании, каждый гражданин, с помощью государства, преумножает свою будущую пенсию и материальное благополучие, а работодатели, выплачивающие дополнительные взносы на накопительную часть будущей пенсии своих работников, имеют налоговые льготы. 1 октября закон вступил в силу, Пенсионный фонд с этого дня принимает заявления граждан на вступление в Программу, а с 1 января 2009 года станет возможным перечислять взносы.

Хочу особенно остановиться на организационных и технических аспектах реализации данного закона. Пенсионным фондом разработан ряд новаторских решений в обеспечении электронного взаимодействия с организациями - страхователями и новых технологий в отношении приема платежей от граждан. Фондом заключено свыше 120 тысяч договоров с организациями о предоставлении информации от них в электронной форме. Это, в основном, организации с численностью работающих более 100 человек. Также, для целей реализации программы государственного софинансирования пенсии, расширяется число трансфер-агентов Пенсионного фонда. В этих целях на днях были подписаны соглашения между Пенсионным фондом и Сбербанком. Это означает, что теперь заявление в Пенсионный фонд о вступлении в программу софинансирования или о выборе управляющей компании можно подавать и через сеть отделений Сберегательного банка по стране. Кроме того, для граждан упрощается процедура заполнения квитанций на перечисление платежей в Пенсионный фонд. В то же время, это не означает, что Пенсионный фонд не будет заниматься реализацией соответствующих программ электронного взаимодействия и с другими кредитными организациями. Такая возможность уже осуждается нами с руководством Ассоциации российских банков.

Ход реализации Программы софинансирования пенсии находится под пристальным вниманием главы государства. В начале ноября президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сообщил в своем послании о первых 100 000 вступивших в Программу. Прошло 1,5 месяца. Рад Вам сообщить новую цифру. В Программу вступило уже более 600 000 человек, а точнее, 609 000. Еженедельно Пенсионный фонд России принимает по 40-50 тысяч заявлений.

В связи с этим, я хотел бы обратиться к представителям работодателей. Как известно, граждане могут подавать заявления о софинансировании, не только придя в Пенсионный фонд, но и через свое предприятие. Поэтому важно, чтобы работодатели заняли активную позицию в мотивации своих сотрудников воспользоваться предоставленной государственной возможностью.

Подводя итоги работы пенсионной системы в текущем году, я хотел бы отметить, что Пенсионный фонд, в целом, справляется с задачами, возложенными на него Президентом и Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, есть вопросы, над решением которых нам предстоит еще работать. Уровень пенсии у нас остается низким. В ряде случаев, он не достигает прожиточного минимума, установленного в конкретных субъектах Российской Федерации. Особенно нелегко приходится людям, имеющим группу инвалидности или степень ограничения способности к трудовой деятельности. Эти вопросы, в соответствии с бюджетным посланием президента, должны быть решены в 2009 и последующие годы. Кроме того, в нашем законодательстве, до сих пор, существуют требования, которые создают дискомфорт гражданам, провоцируют ненужное социальное напряжение, неоправданно увеличивают нагрузку на Пенсионный фонд. Проблемы эти известны. Важно их решать оперативно.

Сейчас Государственной Думой рассматриваются два ключевых законопроекта. В первом законопроекте, который уже принят в двух чтениях, зафиксирован переход к беззаявительному характеру отказа от набора социальных услуг. Второй законопроект принят пока только в первом чтении. Это переход к беззаявительному перерасчету пенсии по итогам работы за год. Необходимо обеспечить скорейшее их принятие до наступления сроков массовой подачи заявлений гражданами.

Отдельно хотел бы сказать о накопительной части трудовой пенсии. Необходимо обеспечить передачу средств пенсионных накоплений 2007 года, находящихся во временном размещении, из пенсионного фонда в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Это связано с совершенствованием механизмов реализации государственных ценных бумаг, в которые вкладываются указанные средства, и источников покрытия убытков в случае необходимости. Данный вопрос Пенсионным фондом поставлен перед Министерством финансов, и мы надеемся, что, в ближайшее время, будет найдено решение.

В текущем году заинтересованными ведомствами ведется активная работа по расширению портфеля государственной управляющей компании и Пенсионного фонда при инвестировании пенсионных накоплений. Теперь у ГУКа и Фонда появится больше возможностей для повышения доходности этих средств. Надеемся, что соответствующие нормативно-правовые акты будут приняты.

В настоящее время, Минэкономразвития дорабатывается проект Федерального Закона о порядке финансирования накопительной части трудовой пенсии. Законопроект призван определить основные механизмы и правила финансирования накопительной части трудовой пенсии. Одновременно предполагается дополнительно рассмотреть и принять решения по установлению ожидаемого периода ее выплаты, а также возможности наследования этих сумм.

Требует принятия также закон, определяющий порядок направления средств материнского семейного капитала на накопительную часть пенсии. Это связано с началом кампании по приему заявлений о расходовании средств уже с 1 июля 2009 года.

Есть и другие наболевшие, но более узкие темы, которые требуют пристального внимания - оплата проезда к местам отдыха северянам, вопросы получения материального обеспечения вдовами Героев Советского Союза и полных кавалеров Ордена Славы, совершенствования порядка выплат по дополнительному материальному обеспечению. Не буду на них останавливаться подробно, только скажу, что их решение зависит от всех сидящих здесь в зале.

Говоря о дальнейшем увеличении размера пенсии, хотел бы отметить, что, согласно бюджетному посланию президента, в 2008 году размер социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера. Это к концу года, а средний размер трудовой пенсии по старости должен достигнуть уровня, превышающего прожиточный минимум в 1,3 раза. Для этого в утвержденном бюджете пенсионного фонда предусмотрены средства на увеличение базовой части трудовой пенсии. Она будет увеличена дважды - 1 марта и 1 декабря - и составит 2 460 рублей. Страховая часть будет проиндексирована 1 апреля на 15,6%.

Вместе с тем, с учетом изменений, происшедших в экономике во второй половине нынешнего года, Министерство экономического развития уточняет прогноз социально-экономического развития на ближайшие 3 года. Это потребует пересмотра параметров бюджета Пенсионного фонда. Скорее всего, мы ожидаем, что будет еще одна индексация. Предварительные расчеты показывают, что, в связи с этим, бюджетная поддержка фонда будет увеличена с 52 до 66 процентов. Потребуется также усилить взаимодействие с Федеральной налоговой службой, с Федеральной службой судебных приставов по обеспечению сбора страховых взносов. Что касается негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, то здесь Пенсионный фонд России поддерживает изложенные в проекте итогового документа формы, но мероприятия по предотвращению негативного влияния на негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании сложившейся экономической ситуации.

В 2009 году нам предстоит решать задачи по подготовке изменений пенсионного законодательства, которые должны вступить в силу с 1 января 2010 года, и которые направлены на дальнейший рост пенсионного обеспечения. Об этом подробнее уже говорилось и Татьяной Алексеевной Голиковой, и Александром Дмитриевичем Жуковым. Я хотел бы лишь отметить следующее: в 2010 году произойдет переход на страховые принципы пенсионного обеспечения. Единый социальный налог будет заменен на страховые платежи. Это позволит сбалансировать пенсионную систему, повысить ее устойчивость, снизить зависимость от бюджетных вливаний. Процесс формирования пенсии будет более прозрачным и понятным. Государство создаст правила игры, при которых и бизнес, и работник, и государство четко знают, что взнос в размере 26% от фонда заработной платы - это ровно столько, сколько стоит достойная пенсия, соответствующая международным стандартам социального обеспечения. Не больше, но и не меньше.

С 1 января 2010 года будет осуществлена валоризация, т.е. повышение денежной оценки пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. Кроме того, перевод базовой части пенсии в страховую часть в дальнейшем позволит повышать пенсию по мере роста фонда заработной платы в стране. Хотел бы еще раз подчеркнуть: несмотря на негативные тенденции, государство планирует исполнять все свои обязательства перед пенсионером по повышению уровня их благосостояния в полном объеме и в запланированные сроки.

Чтобы эффективно выполнять поставленные перед Пенсионным фондом задачи, необходимо, чтобы работа фонда соответствовала новым требования законодательства. В связи с этим, она претерпит изменения. В целях повышения эффективности деятельности фонда, разрабатывается стратегия его развития на среднесрочную перспективу. В числе приоритетов, повышение качества услуг Пенсионного фонда, забота об удобстве и комфорте экономии времени людей - страхователей. Мы продолжим работу по созданию современных типовых клиентских служб и внедрению информационных технологий. Мы продолжим активно развивать систему электронного взаимодействия и документооборота со страхователями, с застрахованными лицами и другими организациями. Одновременно, Пенсионный фонд России продолжит политику централизации в вопросе назначения, выплат пенсии на уровне субъекта Российской Федерации, более эффективному использованию системы персонифицированного учета для планирования, анализа и управления, укреплению актуальной службы пенсионного фонда. Еще одним приоритетом для нас станет упорное ведение серьезной разъяснительной работы с целью повышения пенсионной грамотности населения.

Еще ряд вопросов: в условиях совершенствования пенсионного законодательства особую актуальность приобретают вопросы определения правового статуса Пенсионного фонда как государственного страховщика. Также отметил бы важность принятия закона о порядке финансирования пенсий для категории работников, имеющих право досрочного выхода на пенсию. По нашим расчетам, выплата льготных пенсий за счет всех застрахованных обходится пенсионной системе в 2% страхового тарифа. Накопительная часть - есть мнение отдельных экспертов, что ее нужно увеличить до 12%. Другие считают, что необходимо вовсе от нее отказаться. Мы считаем, что принятое решение о сохранении накопительной части в размере 6% является сбалансированным. Есть плюсы и минусы в накопительной системе. Кроме того, чтобы сделать вывод, велика эта часть или мала, необходимо, чтобы эта система работала достаточный срок, по нашим оценкам, 10-15 лет. Поэтому, по нашему мнению, вернуться к этому вопросу необходимо после 2020 года.

Уважаемые коллеги, в деле совершенствования пенсионного законодательства, государству, законодателям, бизнесу, обществу важно объединить усилия. Как говорится, один в поле не воин. Только работая в тесном контакте, мы обеспечим быстрое поступательное движение вперед. Желаю Вам здоровья, успехов и рассчитываю на плодотворное сотрудничество

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ