События

Особенности новой реформы, предполагаемый прогноз и пути решения существующих проблем обсудили в ходе «круглого стола», организованного по инициативе регионального отделения партии «Единая Россия».
Присутствующие решили реформу поддержать, но предложили внести некоторые поправки – разработать механизм легализации доходов, совершенствовать вопросы налогообложения негосударственных пенсионных фондов, работать над финансовой неграмотностью населения.

Открывая работу заседания, председатель комитета Парламента КБР Салим Жанатаев рассказал присутствующим о трехуровневой модели пенсионной реформы. Он отметил, что Стратегия предполагает так называемый «страховой манёвр», когда те, кто решает накопить пенсию, должны будут вносить самостоятельный платёж в размере двух процентов от зарплаты в накопительную часть пенсии.

Заместитель управляющего ГУ - Отделением Пенсионного Фонда РФ по КБР Фатима Сарбашева отметила, что нельзя считать безрезультатной реформу, проводимую с 2002 года. Средний размер трудовой пенсии по старости по КБР сейчас составляет 8172 рубля и увеличился за годы реформы в 6,3 раза в номинальном выражении и более чем в 2 раза в реальном. Сегодня в республике 23 224 пенсионера получают федеральную социальную доплату, и нет ни одного пенсионера, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. Восстановлены утраченные в ходе рыночных реформ пенсионные права, приобретенные в советское время, т.е. проведена валоризация.

Она отметила, что необходимость разработки Стратегии обусловлена складывающейся макроэкономической и демографической ситуацией. Это отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе и финансовая несбалансированность пенсионной системы.

Наблюдается снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий. Сейчас численность работающих граждан в 1,6 раз превышает численность пенсионеров. По оценкам экспертов через 15 лет численность работающих и пенсионеров сравняется. В этом случае к 2030 году дефицит бюджета превысит 3 триллиона руб. (2012 г. – 1,1 трлн. руб.).

Нарастают риски, связанные с сохранностью накопительного элемента. Идет реальное обесценивание средств пенсионных накоплений (в среднем за период 2004-2011 годов доходность около 6% годовых при среднегодовой инфляции 10,1% при этом среднегодовая индексация трудовой пенсии составила около 15%). Кроме того, по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования, возрастают рыночные риски в силу неразвитости финансовых институтов.

Свыше 80% граждан РФ, а в КБР – 95%, имеющих пенсионные накопления по обязательному пенсионному страхованию, не пользуются правом выбора управляющей компании. Средства их пенсионных накоплений по умолчанию инвестируются государственной управляющей компанией (Внешэкономбанком) в низкорисковые и низкодоходные финансовые инструменты.

Фатима Сарбашева затронула и вопросы регулирования тарифов страховых взносов для самозанятого населения. Согласно новой стратегии, предлагается и поэтапное увеличение размера страхового взноса для самозанятого населения. Сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера оплаты труда и составляет 14,3 тыс. руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии у самозанятых и наемных работников в конечном счете оказываются соразмерными.

«В настоящее время финансирование выплат пенсионерам – досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов из бюджета ПФР (то есть из взносов за всех работающих граждан, в том числе и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет). «Работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, – отметила Лидия Арахова, – потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит».

Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в списки вредных и опасных производств. При этом растет число пенсионеров – «досрочников», которые продолжают работать и после оформления пенсии. Нужно пересмотреть механизм аттестации таких рабочих мест, чтобы оценить, способен ли человек после определенного времени работать в рамках данной профессии и действительно ли его здоровью нанесен вред».

Работодателей к улучшению условий труда будут стимулировать экономически. Для этого введут дополнительный тариф страховых взносов в пользу работников. Также изменится ситуация, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны. При этом, для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.

Впрочем, увеличение тарифов коснется и других категорий работодателей. Ключевой принцип стратегии – обязанность уплаты страховых взносов для всех, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне.

Расхождения мнений вызвал вопрос повышения пенсионного возраста. В стратегии прописана формула «40-20-40-20» исходя из которой получается, что гражданину необходимо 40 лет подряд отчислять 20% от своего заработка, чтобы на старости получить 40% замещения от заработка в течение 20 лет. Данное правило основано на том, что при начале работы в 20-25 лет необходимый стаж можно выработать только к 60-65 годам, при этом средний возраст жизни после назначения пенсии составляет 20 лет. По словам участников заседания, стратегия не содержит прямо прописанного повышения пенсионного возраста. Но по расчетам, для получения максимального размера пенсий работать все равно придется дольше.

Участники заседания решили реформу поддержать, но предложили внести некоторые поправки – разработать механизм легализации доходов, совершенствовать вопросы налогообложения негосударственных пенсий, работать над финансовой неграмотностью населения.
В работе заседания также приняли участие представители федеральной налоговой службы РФ по КБР, фонда социального страхования.
Напомним, что проект стратегии развития пенсионной системы до 2030 года обсуждается общественностью страны. Одним из главных пунктов пенсионной реформы  является сокращение накопительной части пенсии с 6% до 2% от фонда оплаты труда. Предполагается, что освободившиеся в результате средства помогут сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда. Из них, в том числе, будут оплачиваться текущие выплаты пенсионерам.

Все изменения вступят в силу с 2014 года. На 2013 год сохраняется действующее законодательство, проектом бюджета Пенсионного фонда РФ предусмотрена индексация трудовой пенсии всего на 10,5% (с 1 февраля – 7%, с 1 апреля – 3,3%) и социальных пенсий с 1 апреля на 5,1%.

Пресс-служба
Отделения Пенсионного фонда РФ
по Кабардино-Балкарской республике

г. Нальчик, ул. Чернышевского 181 «а»,
Офис # 316, тел.: 8(8662)42-09-33
Вебсайт: www.pfrf.ru/ot_kabbal/
E-mail: opfr_po_kbr@mail.ru

http://www.pfrf.ru/financed_public_pension/
http://www.pfrf.ru/family_capital/

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ