С 1 января 2014 года для исследования рабочих мест в РФ введена специальная оценка условий труда. Данная процедура заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.
Специальная оценка условий труда – это целый комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника.
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ) приняли, чтобы стимулировать переход к рыночному механизму защиты здоровья работников на основе оценки реальных профессиональных рисков. Компании либо платят дополнительные взносы в Пенсионный фонд (ПФ) и Фонд социального страхования, чтобы обеспечить социальные гарантии работникам, либо вкладывают в модернизацию производства, чтобы сделать рабочие места более безопасными. Предприятия, имеющие работников по льготному списку № 1, с 01.01.2014 года должны отчислять за них помимо обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд дополнительно 6 %, а с 2015 года 9 %. Если в организации работают сотрудники, выходящие на досрочную пенсию по льготному списку № 2 и «малым» спискам то для такого работодателя введены дополнительные отчисления за этих работников в ПФР в размере 4 % - в 2014г., 6% - с 2015 года.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (вредные условия подразделяются на четыре подкласса степени вредности). Для каждого класса (подкласса) установлены соответствующие размеры дополнительных тарифов страховых взносов:
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса, % |
Опасные |
4 |
8 |
Вредные |
3.4 |
7 |
3.3 |
6 |
|
3.2 |
4 |
|
3.1 |
2 |
|
Допустимые |
2 |
0 |
Оптимальные |
1 |
0 |
Указанные дополнительные тарифы страховых взносов используются также по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам вышеуказанной аттестации признаны вредными и (или) опасными.
В случае если по результатам такой аттестации условия труда на рабочих местах, перечисленных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. , признаны оптимальными и (или) допустимыми, указанные результаты аттестации не учитываются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ. В отношении этих рабочих мест уплата страховых взносов по дополнительным тарифам должна производиться в размерах, установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Как и аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда проводится не реже 1 раза в пять лет. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года и могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Пресс-служба
Отделения Пенсионного фонда РФ
по Кабардино-Балкарской республике
г. Нальчик, ул. Чернышевского 181 «а»,
Офис # 316, тел.: 8(8662)42-09-33
Вебсайт: http://www.pfrf.ru/branches/kbr/news/
E-mail: opfr_po_kbr@mail.ru