В России изменился порядок смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Теперь подать заявление о переводе средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ и обратно, а также из одного НПФ в другой можно только лично или через своего законного представителя с нотариальной доверенностью в клиентских службах Пенсионного Фонда России, а также через электронные сервисы ПФР с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Ранее такое заявление от имени гражданина можно было подать, имея на руках простую письменную доверенность.
Законодательное ограничение способов подачи заявлений о смене страховщика направлено, прежде всего, на защиту граждан от потери инвестиционного дохода. Напомним, что существуют два вида заявлений о переводе средств пенсионных накоплений: срочные и досрочные. В первом случае переход от одного страховщика к другому осуществляется один раз в пять лет. При этом все накопления гражданина и доход от их инвестирования сохраняются. Если же менять страховщика чаще одного раза в пять лет, то инвестиционный доход теряется. Недобросовестные представители НПФ, как правило, не информируют о рисках потери дохода, когда предлагают гражданам перевести накопления. При этом с документами о переводе денежных средств, граждане нередко подписывали и доверенность на подачу заявления о смене страховщика в Пенсионный фонд России.
Кроме того, согласно нововведениям заявление о переходе от одного страховщика к другому нужно подать в ПФР не позднее 1 декабря. Ранее это необходимо было сделать до 31 декабря.
Добавим, что с 2019 года проверить информацию о поданных заявлениях, дате и способе их подачи, а также о вынесенном решении можно в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР или на портале государственных услуг.