Вопрос №1 Как работнику получить статус предпенсионера, какие действия страхователя в этом случае?
Ответ: В соответствии с пунктом 10 статьи 10 Федерального закона №350 от 03.10.2018 граждане предпенсионного возраста в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, приобретают статус предпенсионера.
Информацию о статусе предпенсионера возможно получить при личном обращении гражданина в ТО ПФР, в МФЦ или в электроном виде через личный кабинет.
При согласии гражданина, указанную информацию от ПФР может получить страхователь, но при условии заключенного ранее соглашения между органами Пенсионного фонда Российской Федерации и работодателем.
Вопрос №2 Каковы мои действия, как застрахованного лица, если я до 2000 года проживала и работала в Архангельской области, а с ноября 2000 года живу и работаю в г.Кирове? Понадобится ли мне, как застрахованному лицу самостоятельно подтверждать стаж работы в Архангельской области? Каковы действия страхователя (моего работодателя) в таком случае?
Ответ: При подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Таким образом, если на индивидуальном лицевом счете (далее – ИЛС) отражены все периоды Вашей работы, то они будут учтены при установлении страховой пенсии. Для этого Вам необходимо ознакомиться с состоянием ИЛС и в том случае если информация не актуальна, Вам следует обратиться в ТО ПФР по месту жительства для уточнения (дополнения) ИЛС. Ознакомится с состоянием ИЛС возможно в личном кабинете гражданина или в ТО ПФР, в МФЦ при личном обращении.
Вопрос №3 Работник-пенсионер увольняется. Должен ли страхователь сообщать в ПФ? Или нужно подавать сведения в ПФ о всех увольнениях и приемов на работу, в т.ч. и пенсионеров?
Ответ: Согласно нормам статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ) с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета проводимых индексаций. Когда пенсионер прекращает трудовую деятельность, он начинает получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы, с 1-го числа месяца после месяца увольнения.
В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером трудовой деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета), предоставляемых ежемесячно страхователем по форме (СЗВ-М).
Сведения о факте работы застрахованного лица (форма СЗВ-М) в соответствии с пунктами 2 и 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем:
Сведения заполняются и представляются на всех застрахованных лиц, находящихся со страхователем в трудовых отношениях (в том числе, с которыми заключены трудовые договоры) или заключивших с ним гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг.
При увольнении работника, в том числе пенсионера, страхователем представляются в установленные законом сроки сведения о факте работы застрахованного лица за последний отчетный месяц, в котором работник был уволен.
Вопрос №4 Каким образом справки о заработной плате за определенный период работы формировать в электронном документообороте, минуя бумажную версию (например, через тензор)?
Ответ: Справки о заработной плате представляются для определения СМЗ гражданина, который используется при расчете размера пенсии. Согласно пенсионному законодательству используется два варианта заработной платы. Первый вариант: два года (2000 и 2001). Данные берется из сведений ИЛС ЗЛ и представлять дополнительно информацию работодателем не нужно.
Второй вариант: 60 месяцев до 2002года. Указанная заработная плата подтверждается справкой, выданной работодателем или архивной организацией.
Таким образом, в адрес ТО ПФР при необходимости следует представлять справку о заработной плате за 60 месяцев до 2002 года, которая может быть представлена в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.